В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
ГОРОДИССКИЙ И ПАРТНЕРЫ
ПАТЕНТНЫЕ ПОВЕРЕННЫЕ И ЮРИСТЫ
практикующие с 1959 г.
����
x
 
Версия для печати

Государственная система цифровой маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости их движения

2 Октября 2019

Это комплекс мероприятий, направленный на обеспечение возможности проследить предысторию, использование или местонахождение единицы соответствующего товара с помощью системы идентификации. Предполагается, что благодаря внедрению данной системы, потребители будут иметь возможность получить необходимую информацию о приобретаемых товарах, бизнес снизит свои операционные издержки, а государства-участники Евразийского экономического союза (ЕАЭС) смогут уменьшить уровень фальсификата на рынке и контролировать уплату налогов.

В начале 2020 г. российские государственные органы обобщат результаты эксперимента и на их основе примут решение о Формате введения данной системы в России. Принципиальное решение о введении данной системы ухе принято ранее, когда 29 мая 2019 г. было заключено межгосударственное соглашение на эту тему в рамках Евразийского экономического союза, в который входит Россия. Таким образом, после окончания эксперимента будут определены лишь отдельные параметры вводимой системы.

«Организация системы прослеживаемости товаров стала общемировой тенденцией. При этом таможенным органам важно не просто фиксировать «траекторию» движения конкретного товара, а «видеть» цепочку поставок полностью: начиная с момента производства и заканчивая выпуском в обращение. Это существенно упрощает и ускоряет проведение процедур таможенного контроля.»
Давыдов Руслан Валентинович, Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

Необходимо отметить, что предполагаемая к введению система прослеживания - исключительно документальная. Она не предполагает нанесения на товары каких-либо специальных марок, чипов и использования иных материальных носителей. Все товары, в отношении которых будет введена данная система, получат в документообороте их владельца уникальные номера. Каждой партии импортного товара импортером должен присваиваться регистрационный номер, а каждому товару из нее - порядковый. Компании, являющиеся плательщиками НДС, будут включать эти номера в счет-фактуру, а остальные - в документ об отгрузке (товарную накладную или универсальный передаточный документ). Дальше эти номера будут попадать в автоматизированную систему налогового контроля, которая в теории должна следить за движением каждой единицы товара до момента продажи его в розницу, либо списания (утилизации). Однако, следить система будет не просто по номерам. На продавцов возлагаются и обязанности по предоставлению отчетности в налоговые органы о движении прослеживаемых товаров, об остатках таких товаров на складах на определенную дату и т.п. Фактически речь идет о построении системы тотального контроля за движением каждой единицы импортируемых на территорию России товаров: от момента пересечения границы Российской Федерации до момента продажи их конечным потребителям.

Участие в проводимом эксперименте является добровольным для организаций - импортеров. Для эксперимента выбрано пока небольшое количество видов товаров. В детской отрасли - это детские коляски и детские сиденья. В эксперименте участвуют члены Ассоциации предприятий индустрии детских товаров. Например, тестировать систему прослеживаемости будет группа компаний «Детский мир».

Оператором информационной системы, на базе которой предполагается проведение эксперимента по прослеживаемости, выступит Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России). Это обусловлено тем, что в ФНС России уже действуют в реальном времени информационные системы отслеживания уплаты налогов, оборота алкогольной продукции и т. п. Да и основной целью введения системы прослеживаемости, что и не скрывают представители государственных органов, является повышение собираемости налогов от оборота на территории России импортируемых товаров.

ФНС России распространила информационное письмо (от 04.07.2019 № ЕД-4-15/13072 @), в котором привела рекомендации для организаций, желающих принять участие в данном эксперименте. В указанном письме, в частности, излагаются:

  • условия участия заинтересованных лиц в эксперименте;
  • правила подачи заявок на участие в эксперименте и типовая форма такой заявки с перечнем прилагаемых к заявке документов;
  • порядок регистрации заявок от лиц, желающих участвовать в эксперименте
  • правила предоставления ФНС России участниками эксперимента документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости;
  • структура регистрационного номера партии товаров и правила его указания в документах.

Таким образом, пользуясь изложенными в данном письме ФНС России рекомендациями любая организация - импортер вышеуказанных групп товаров может присоединиться к проведению эксперимента.

«Для бизнеса присоединение к системе является своего рода инвестицией. Предоставляя в налоговую службы данные бухгалтерского учета, участник ВЭД замыкает единую цепочку документарной прослеживаемости. Таможня и налоговая в полном объеме видят движение товара и денежных средств, что сокращает число возможных проверок в будущем.»
Давыдов Руслан Валентинович, Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

Очевидно, что данный эксперимент должен помочь выявить и решить ряд проблем, связанных с введением системы прослеживаемости в будущем на постоянной основе. Множество таких проблем видны невооруженным глазом уже просто из конструкции системы, внедренной в рамках эксперимента. Например, пока неясно, сможет ли данная система работать с товарами, определенными только родовыми признаками, не имеющими серийных номеров, то есть, когда порядковый номер товара из соответствующей партии сложно соотнести с конкретной единицей продаваемого товара. Кроме того, сложно предсказать, как данный механизм будет работать в отношении товаров, которые проданы не в розницу физическим лицам, а другому бизнесу, но не для дальнейшей перепродажи, а для его собственных нужд (например, когда детский дом-интернат оптом закупает детские коляски или детские стульчики для своих воспитанников).

Последствия введения данной системы пока видятся для импортеров неоднозначными. Возможно, для правообладателей, испытывающих значительные проблемы с продавцами контрафакта, подобная система тотального контроля движения товаров поможет в выявлении подделок. В то же время данная система, по сути, предполагает для российских импортеров и торговцев введение еще одного вида учета (помимо бухгалтерского, налогового и статистического - еще и товарного) и отчетности. Санкции за нарушения в данной сфере предусмотрены достаточно серьезные: опубликованные проекты нормативных актов предполагают за неподачу отчетности или ошибки в такой отчетности - штраф 5-10% от стоимости товаров, по которым сведения не представлены или представлены с нарушениями. Причем, такие проекты умалчивают - от какой стоимости будет взиматься штраф, поскольку под стоимостью может пониматься как закупочная стоимость товаров, так и стоимость их реализации, которые по понятным причинам будут серьезно различаться.

Остается надеяться, что по результатам проводимого эксперимента все вышеописанные коллизии окажутся разрешенными и будет введена система контроля, максимально отвечающая интересам легального и ответственного бизнеса.

Рабочая группа при Федеральной таможенной службе по совершенствованию администрирования таможенными органами перемещения детских товаров через таможенную границу Таможенного союза приглашает заинтересованных лиц принять участие в проводимом эксперименте.

В случае положительного решения об участии в эксперименте необходимо направить заявку в ФТС России (для последующего ее направления в ФНС России) по электронной почте на адреса chepelevda@ca.customs.ru и KuznetsovaAS@ca.customs.ru с досылкой по почте.

Поделиться:
Вернуться назад