В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 

Развод с правообладателем

8 августа 2016

Об интеллектуальной собственности пишут много и часто, но в разрезе семейных отношений на нее смотрят незаслуженно редко. Надеемся, эта статья позволит немного заполнить пробел.

Наиболее экономически активный и плодотворный период своей жизни люди проводят не в одиночестве, а в окружении близких людей - своей семьи, и далеко не всегда им удается с первого раза сделать окончательный выбор. Личные отношения оказывают влияние на другие аспекты жизни человека и иногда переходят в правовую плоскость, затрагивая его имущественные права и обязанности. Интеллектуальная собственность здесь не исключение.

Когда правообладателями объектов интеллектуальной собственности являются физические лица, нужно учитывать, что все они так или иначе вовлечены в отношения с членами своих семей, в частности, с супругом/супругой, детьми и др. В праве семья традиционно определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления1.

Взгляд на семью как на базовую ячейку общества предполагает, что она, помимо общих прав и обязанностей, также характеризуется общностью быта. Одновременно с этим мы привыкли смотреть на интеллектуальную собственность как на что-то обособленное, создаваемое творческим трудом конкретного человека или коллектива авторов или относящееся к предпринимательской деятельности отдельного индивидуального предпринимателя (в случае с товарными знаками или созданными по заказу результатами интеллектуальной деятельности).

Плоскость, в которой исключительные права конкретного индивида пересекаются с интересами членов его семьи, - это, прежде всего, все случаи семейных споров, связанных с имуществом и имущественными правами. Конфликт относительно принадлежности исключительных прав может вспыхнуть при разделе имущества между супругами при разводе и в спорах между наследниками. И если в спорах по поводу оставленного им наследства правообладатель, как правило, не принимает участия в силу объективных причин, то в бракоразводные процессы он вовлечен в полной мере. Также можно отметить случаи, когда раздел имущества проводится в силу внешних обстоятельств, например, когда при банкротстве одного из супругов для погашения долгов не хватает его отдельного имущества, и кредитор требует выделить долю должника из общего имущества супругов.

В случае отсутствия между супругами брачного договора к их отношениям в части имущества (в том числе имущественных прав) применяется режим, установленный законом. Попробуем разобраться, как семейное законодательство распределяет между супругами исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, полученные одним из супругов во время брака.

С созданными самим правообладателем результатами интеллектуальной деятельности все довольно просто: п. 3 ст. 36 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) и ст. 256 ГК РФ содержат оговорку о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата и не относится к общему имуществу супругов. Зато согласно п. 2 ст. 34 СК РФ (аналог в ст. 256 ГК РФ) к общему имуществу, нажитому супругами во время брака, относятся доходы каждого из супругов от результатов интеллектуальной деятельности. Таким образом, при разделе имущества само исключительное право на результат остается за автором-правообладателем, а его супруг вправе претендовать на половину доходов, полученных от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (роялти по лицензии и т.п.).

Но как быть с результатами интеллектуальной деятельности, которые не были созданы одним из супругов, а были им приобретены в результате сделки? Относит ли закон к общему имуществу супругов имущественные (исключительные) права на средства индивидуализации, в частности, товарные знаки и коммерческие обозначения? В соответствии с п. 2 ст. 34 СК РФ общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих их доходов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Как мы знаем из гражданского права, имущественные права (в том числе исключительные) на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации законодатель включает в термин «имущество» (ст. 128 и 1226 ГК РФ). Следовательно, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенные одним из супругов по сделке (договору об отчуждении исключительных прав, договору авторского заказа) или в результате обращения взыскания, за счет общих доходов супругов (от трудовой, предпринимательской деятельности, от результатов интеллектуальной деятельности, всевозможные пенсии, пособия и иные денежные выплаты), считаются совместной собственностью супругов.

В отношении средств индивидуализации, а именно товарных знаков и коммерческих обозначений, права на которые могут принадлежать индивидуальному предпринимателю, можно сделать аналогичный вывод. При этом в случае со средствами индивидуализации не имеет значения, как именно права на них перешли к правообладателю: по сделке или изначально принадлежали ему - они в любом случае могут быть признаны общим имуществом супругов.

Остановимся подробнее на ограничениях, которые закон накладывает на распоряжение совместной собственностью супругов, и связанных с этим рисках. Имущество признается общим независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов были внесены денежные средства за него. Таким образом, возможна ситуация, при которой правообладателем исключительного права, к примеру, на товарный знак является один из супругов. При этом на приобретение права были истрачены денежные средства другого супруга, полученные им, например, от предпринимательской деятельности.

По общему правилу владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по их обоюдному согласию, и при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом предполагается, что он действует с согласия другого супруга (п. 1 и 2 ст. 35 СК РФ). Это порождает ряд рисков, которые, как правило, не учитываются контрагентом при анализе возможности сделки с физическими лицами-правообладателями. В частности, сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом, может быть признана судом недействительной из-за отсутствия согласия другого супруга (здесь и далее см. п. 2 ст. 35 СК РФ). При этом должны быть выполнены два условия:

  • требование о признании сделки недействительной заявляет несогласный супруг;
  • будет доказано, что супруг, который распорядился правом, знал или заведомо должен был знать о несогласии другого супруга на совершение сделки.

Понятно, что при добросовестном поведении сторон риск незначителен, а доказать наличие умысла нарушить права супруга достаточно тяжело. Но что если по какой-то причине супруги в сговоре и желают вернуть контроль над объектом интеллектуальной собственности? Можно ли обезопасить себя от подобных рисков?

При заключении одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга (п. 3 ст. 35 СК РФ). Поскольку распоряжение правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые охраняются законом только при условии их государственной регистрации, также подлежит государственной регистрации (ст. 1232 ГК РФ), нужно ли правообладателю - физическому лицу включить в пакет документов и гарантий контрагенту нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки своего супруга/супруги? Представляется, что указанная мера предосторожности не является лишней.

По факту регистрирующий орган -Роспатент исходит из презумпции добросовестности заявителя и не проверяет, имело ли распоряжение исключительным правом соответствующее одобрение. Так происходит и с согласием учредителей с заинтересованной сделкой, и с одобрением супруга, поэтому контрагент физического лица должен сам позаботиться о своих интересах и учесть возможные неблагоприятные последствия отсутствия согласия. Только если после публикации Роспатентом информации о распоряжении правом уже миновал год2, приобретателю права/лицензиату/залогодержателю можно этот риск списать со счетов.

Вопросом одобрения сделки супругом также нужно задаться и когда речь идет о распоряжении правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые охраняются законом с момента создания/начала использования, если отношения между супругами по этому вопросу не урегулированы договором.

Какие же риски возникают для правообладателя - физического лица при охлаждении отношений со своей половиной? Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и в течение трех лет после его расторжения по требованию любого из супругов (здесь и далее ст. 38 СК РФ). Если между супругами нет согласия, спор решается в судебном порядке. Суд не только определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов, но и размер доли супругов в общем имуществе. Изначально доли супругов признаются равными, но в силу определенных обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 39 СК РФ, суд может отступить от равенства долей.

В случае с результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации необходимо учитывать их особенности. Не все виды объектов интеллектуальной собственности могут принадлежать нескольким лицам совместно. Для приобретения прав на некоторые из них необходимо иметь специальную правосубъектность (зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя). Возможно несколько вариантов развития событий.

Если речь идет о результате интеллектуальной деятельности, право на который может принадлежать нескольким лицам и не требует от правообладателей специальной правосубъектности, возможен его раздел между супругами в натуре в равных долях. При этом к последующим отношениям сторон будут применяться соответствующие нормы гражданского законодательства (см. п. 3 ст. 1229 ГК РФ). Если спор затрагивает средство индивидуализации, правообладание которым требует от лица регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то супруг-правообладатель выплачивает другому супругу половину действительной стоимости своего нематериального актива.

Предполагается, что стоимость может быть определена соглашением сторон в результате проведения независимой оценки или при реализации указанного исключительного права посредством торгов.

Как уже упоминалось, раздел общего имущества супругов может быть произведен по требованию кредитора для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов. Если супруг правообладателя исключительного права ведет предпринимательскую деятельность и/или активно пользуется кредитными продуктами, владельцу результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации следует учитывать возможные риски банкротства другого супруга.

Хотя действующее законодательство исходит из непризнания общего характера долгов супругов (п. 1 ст. 45 СК РФ) и, соответственно, невозможности обратить взыскание по долгу супруга-банкрота на всю общую собственность (можно обратить только на половину), ситуация для владельца прав может сложиться весьма неприятная. С другой стороны, когда требования кредитора обращены непосредственно к правообладателю, другой супруг, не являющийся банкротом, претендуя на раздел общих имущественных прав, на законных основаниях может получить выгоду за счет кредитора, уполовинив нематериальные активы банкрота.

Универсальным средством предупреждения возможных споров вокруг исключительных прав может быть заключение брачного договора, который устанавливает договорной режим имущества супругов. Брачный договор -отличный инструмент регулирования отношений между супругами по вопросу принадлежности прав на средства индивидуализации и на результаты интеллектуальной деятельности, которые не были созданы одним из супругов, и решает все проблемы «на берегу». При необходимости он также позволяет отчуждать исключительные права от одного супруга другому3.

Контрагентам физических лиц -правообладателей для минимизации рисков признания сделки недействительной можно посоветовать следующее.

Прежде всего, обращать внимание на то, получил ли правообладатель исключительные права на результат интеллектуальной деятельности как его автор. Если в отношении прав на результат интеллектуальной деятельности имело место правопреемство, договор, взыскание или предмет договора - право на средство индивидуализации, необходимо убедиться, что объект интеллектуальной собственности не относится к общему имуществу супругов. Например, между ними заключен брачный договор или права были получены супругом до брака. Если есть хоть малейший риск отнесения прав на объект интеллектуальной собственности к общему имуществу супругов, следует определить, имеется ли надлежаще оформленное согласие другого супруга на сделку.

По нашему мнению, соблюдение перечисленных выше предосторожностей способно защитить не только интересы всех сторон сделки, но и членов семей правообладателей - физических лиц, упредив возможные конфликты в будущем.

  1. Сухарев А.Я., Крутских В.Е., Сухарева А.Я. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 2003.
  2. Срок исковой давности специальный и составляет один год со дня, когда несогласный супруг узнал или должен был узнать о совершении распоряжения правом (п. 3 ст. 35 СК РФ).
  3. В этом случае к положениям брачного договора о признании исключительных прав имуществом одного из супругов применяются нормы права о договоре об отчуждении исключительного права, а сам договор считается смешанным. Требование о регистрации распоряжения правом должно быть выполнено, когда это необходимое условие осуществления перехода права.

Поделиться:
Вернуться назад