Географичекие указания и НМПТ юридической фирмы «Городисский и Партнеры»

В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
ГОРОДИССКИЙ И ПАРТНЕРЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ и ТМТ
pat@gorodissky.ru Ru En Jp Cn
www.gorodissky.ru
����
x
 
Версия для печати

Географичекие указания и НМПТ

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) предусматривает правовую охрану двух объектов интеллектуальной собственности (ОИС), предназначенных для индивидуализации товара, характеристики которого тесно связаны с его географическим происхождением, - географическое указание (ГУ) и наименование места происхождения товара (НМПТ). Их еще называют «региональными брендами».

Законодатель в п. 1 ст. 1516 ГК РФ определяет:
ГУ
как обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара);
НМПТ - обозначение, представляющее собой современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

ГУ является новым ОИС, закон в отношении которого вступил в силу 27 июля 2020 года. Считается, что введение ГУ должно помочь производителям традиционных товаров получить более широкие возможности защиты своей продукции, поскольку эта новелла предусматривает более «мягкие» требования к регистрации таких обозначений по сравнению с регистрацией НМПТ. Помимо этого, есть и другие отличия между ГУ и НМПТ, среди которых можно выделить следующие основные сходства и различия, анализ которых позволяет лучше разобраться в правовых особенностях этих ОИС.

Сходства ГУ и НМПТ:

  • связь обозначения с территорией определенного географического объекта;
  • обозначение может быть зарегистрировано одним либо несколькими гражданами, одним или несколькими юридическими лицами, а также ассоциацией (союзом) или иным объединением лиц;
  • исключительное право в отношении того же ГУ / НМПТ может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий характеристиками, указанными в Государственном реестре географических указаний и наименований мест происхождения товаров Российской Федерации;
  • не допускается распоряжение исключительным правом на ГУ / НМПТ, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого ГУ / НМПТ, а также переход исключительного права без заключения договора;
  • срок действия исключительного права составляет 10 лет со дня подачи заявки на ГУ / НМПТ с возможностью его продления;
  • наличие особой маркировки (знак охраны ГУ / НМПТ).

Различия между ГУ и НМПТ:

 Географичекое указание
 Наименование места происхождения товара
 Любое обозначение, в том числе графическое или комбинированное, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта. 
 Словесное обозначение, представляющее собой наименование географического объекта. 
 Определенные качество, репутация и другие характеристики товара, в отношении которого может быть зарегистрировано ГУ, в значительной степени связаны с его географическим происхождением. 
 Особые свойства товара, в отношении которого может быть зарегистрировано НМПТ, исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. 
 Обозначение (не обязательно известное), позволяющее идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта. 
 Обозначение, ставшее известным в результате его использования в отношении товара. 
 На территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара. 
 На территории географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара. 
 Заявитель сам собирает и предоставляет в Роспатент документы, подтверждающие, что он производит товар, обладающий соответствующими характеристиками, которые в значительной степени связаны с его географическим происхождением. 
 Для регистрации требуется заключение уполномоченного федерального или регионального органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, отвечающий требованиями п.1 ст.1516 ГК РФ. 
 Специальная эмблема для ГУ 
GU350.jpg
 Специальная эмблема для НМПТ 
NMPT350.jpg

Еще одно важное отличие, о котором следует знать региональным производителям традиционных товаров, - это комплект документов, необходимых для подачи заявки на ГУ или заявки на НМПТ в Роспатент. Какие это документы и что следует сделать производителям товаров, имеющих особую связь с его географическим происхождением, чтобы получить исключительное право на использование ГУ или НМПТ в отношении таких товаров? Ответ на эти и другие вопросы, связанные с ГУ и НМПТ, Вам помогут найти квалифицированные специалисты нашей фирмы, которые имеют положительный опыт в сфере правовой охраны и защиты ОИС в России и за рубежом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЯ О НАРУШЕНИИ ПРАВА НА НМПТ