В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
ГОРОДИССКИЙ И ПАРТНЕРЫ
ПАТЕНТНЫЕ ПОВЕРЕННЫЕ И ЮРИСТЫ
практикующие с 1959 г.
 

До свидания, патентный тролль!

19 Декабря 2013

В 2009 г. юридическая фирма «Городисский и партнеры» по поручению японской фирмы «Кэйяба» уже принимала участие в аннулировании российских патентов № 746 02, 74603 и 74862 на полезные модели, относящиеся к автомобильным амортизаторам. Однако «изобретатели» этих амортизаторов поставили своей целью задавить российский рынок автозапчастей сериями зонтичных однотипных патентов и принудить добросовестных поставщиков импортных амортизаторов заключить лицензионные договоры с отчислением роялти с продаж. Между тем уважающие себя поставщики импортной техники не идут на сговор с такими российскими «изобретателями» и принимают меры по защите собственных интересов, привлекая профессиональные фирмы, способные отбить очередную атаку патентных троллей.

Патент Евразийского патентного ведомства (ЕАПВ) № 015792 по заявке № 201001750 от 12 марта 2010 г. на изобретение «Амортизатор транcпортного средства» выдан на имя американской фирмы «Троя капитал групп корп.» с указанием российских авторов О. О. Тихоненко и В. П. Лобко со следующей формулой изобретения:

Амортизатор транспортного средства, содержащий гильзу, поршневую крышку, штоковую крышку, шток, поршень с уплотнением, при этом штоко-вая крышка содержит уплотнение для штока, отличающийся тем, что вышеупомянутая гильза выполнена таким образом, что в области гильзы, прилегающей к поршневой крышке, внутренняя полость гильзы по длине области гильзы содержит по крайней мере два участка, и на каждом из участков внутренний диаметр гильзы по длине участка в направлении от поршневой крышки к штоковой крышке уменьшается до величины минимального внутреннего диаметра гильзы на этом участке, а затем увеличивается до величины максимального внутреннего диаметра гильзы на этом участке и на участке, наиболее близком к поршневой крышке, минимальный внутренний диаметр гильзы по своей величине меньше минимального внутреннего диаметра гильзы участка, наиболее удаленного от поршневой крышки;

или гильза выполнена таким образом, что в области гильзы, прилегающей к штоковой крышке, внутренняя полость гильзы по длине области гильзы содержит по крайней мере два участка, и на каждом из участков внутренний диаметр гильзы по длине участка в направлении от поршневой крышки к штоковой крышке уменьшается до величины минимального внутреннего диаметра гильзы на этом участке, а затем увеличивается до величины максимального внутреннего диаметра гильзы на этом участке и на участке, наиболее близком к штоковой крышке, минимальный внутренний диаметр гильзы по своей величине меньше минимального внутреннего диаметра гильзы участка, наиболее удаленного от штоковой крышки;

или гильза выполнена таким образом, что в области гильзы, прилегающей к поршневой крышке, внутренняя полость гильзы по длине области гильзы содержит по крайней мере два участка, и на каждом из участков внутренний диаметр гильзы по длине участка в направлении от поршневой крышки к штоковой крышке уменьшается до величины минимального внутреннего диаметра гильзы на этом участке, а затем увеличивается до величины максимального внутреннего диаметра гильзы на этом участке и на участке, наиболее близком к поршневой крышке, минимальный внутренний диаметр гильзы по своей величине меньше минимального внутреннего диаметра гильзы участка, наиболее удаленного от поршневой крышки; и в области гильзы, прилегающей к штоковой крышке, внутренняя полость гильзы по длине области гильзы содержит по крайней мере два участка, и на каждом из участков внутренний диаметр гильзы по длине участка в направлении от поршневой крышки к штоковой крышке уменьшается до величины минимального внутреннего диаметра гильзы на этом участке, а затем увеличивается до величины максимального внутреннего диаметра гильзы на этом участке и на участке, наиболее близком к штоковой крышке, минимальный внутренний диаметр гильзы по своей величине меньше минимального внутреннего диаметра гильзы участка, наиболее удаленного от штоковой крышки.

В формуле изобретения через альтернативу «или» представлено три варианта изобретения, каждый из которых внутри своей совокупности признаков рассыпается еще на ряд комбинаций признаков.

Рисунок 1-3Рисунок 4-6

В патенте на рис. 1 изображено поперечное сечение гильзы амортизатора; на рис. 2 — первый вариант с иллюстрацией двух разновысоких участков; на рис. 3 -второй вариант; на рис. 4 — третий вариант с чередованием разновысоких участков; на рис. 5 — комбинация чередования трех смежных участков; на рис. 6 — продолжение чередования смежных участков вдоль рабочей поверхности гильзы.

Как следует из рис. 1 и описания изобретения, гильза амортизатора условно разделена на три участка 10, 11, 12, на внутренней поверхности каждого из которых выполнены выступы (участки). При этом они чередуются в различных комбинациях, обеспечивая последовательное изменение проходного сечения гильзы с увеличенного на уменьшенное и, соответственно, наоборот, на всем протяжении рабочего хода поршня в обе стороны.

Формула изобретения составлена так, что:

  • первый вариант касается формы выполнения области гильзы, прилегающей к поршневой крышке (на рис. 1 область расположения выступов — участков обозначена римской цифрой I, очерченной кружком справа за поршнем);
  • второй вариант касается формы выполнения области гильзы, прилегающей к штоковой крышке (на рис. 1 область расположения выступов — участков обозначена римской цифрой II, очерченной кружком ближе к штоковой крышке);
  • третий вариант представляет собой форму выполнения гильзы из суммы двух первых, а цифрой III обозначен выступ -участок на срединной части гильзы, который также раскрыт в описании изобретения в примерах реализации.

Таким образом, чередующиеся по высоте выступы — участки внутри гильзы могут располагаться как на условно выделенных на рис. 1 трех участках гильзы, так и вдоль оси по всей внутренней рабочей поверхности гильзы.

В описании изобретения по патенту ЕАПВ № 015792 отмечено, в частности, в отличие от прототипа в заявленном изобретении обеспечивается задействование двух боковых поверхностей уплотнения при прямом ходе и отбое при нахождении поршня в области гильзы, прилегающей к поршневой крышке.

Поршень 2 движется (см. рис. 1) справа налево в области 6 в направлении к поршневой крышке 4, совершает прямой ход. Боковая поверхность уплотнения 108 взаимодействует с сужением 15, затем взаимодействует с сужением 14. При отбое поршень 2 движется (см. рис. 1) слева направо в области 6 в направлении к штоковой крышке 5. Боковая поверхность уплотнения 109 взаимодействует с сужением 14, затем взаимодействует с сужением 15.

Затем поршень 2 продолжает движение (см. рис. 1) слева направо в направлении к штоковой крышке 5 и попадает в область 8. При этом шток совершает отбой (обратный ход). Теперь уже боковая поверхность уплотнения 109 взаимодействует с сужениями 29, 30 и 31. Далее при прямом ходе поршень 2 движется (см. рис. 1) справа налево в области 8 в направлении от штоковой крышки 5 к поршневой крышке 4. Боковая поверхность уплотнения 108 взаимодействует с сужениями 31, 30 и 29.

Особо обратим внимание на то, что в описании патента сказано, что разница в диаметрах смежных участков (выступов) в любом месте гильзы амортизатора составляет от 3 до 100 мкм, а ширина сужения (ширина выступа) — 50 мкм. Под такие линейные отклонения попадают все известные и выпускающиеся амортизаторы транспортных средств, так как приведенные микронные отклонения находятся в пределах нормированных допусков на изготовление гильз цилиндров амортизаторов. Например, отклонения диаметра внутренней поверхности гильзы японских амортизаторов фирмы «Кэйяба» в пределах технологического допуска составляют, мкм:

  • для амортизатора артикула 333377 −17,2;
  • для амортизатора артикула 333378 −30,7;
  • для амортизатора артикула 334395 −23,1;
  • для амортизатора артикула 334195 −29,4;
  • для амортизатора артикула 334196 −19,2;
  • для амортизатора артикула 335922 −50,2.

Как говорится, куда в рабочую поверхность гильзы амортизатора ни ткни измерительным инструментом прецизионной точности, везде в пределах нормированных отклонений формы и внутреннего диаметра будут установлены выступы — участки в виде колец с микронными отклонениями в диаметре.

Последующие шаги патентных троллей нетрудно предугадать1: получают патент якобы на новые конструктивные элементы в гильзе амортизатора, а сами предъявляют претензии в отношении известных амортизаторов, у которых отклонения формы и диаметров обусловлены только нормированными допусками на изготовление, так как изготовить абсолютно идеальную поверхность с тождественными формами и размерами на каждом дискретном участке технически невозможно. Однако определить неровности формы и измерить их современные методы исследований позволяют, например, с помощью прецизионного измерительного устройства UPMC 850 фирмы «Цейс» с лазерной калибровкой.

И хотя в судах с трудом, но можно доказать, что патентообладатели злоупотребляют патентным правом и предъявляют претензии к продукции, давно известной на рынке, лучше такие патенты аннулировать. Глубокий патентный поиск позволил найти в уровне техники сведения, доказывающие несоответствие запатентованного в евразийском патенте изобретения условиям патентоспособности.

Из опубликованной заявки Германии № 2158382 (1973 г.) известен амортизатор, который может быть использован в том числе для транспортных средств (автомобилей), содержащий гильзу, в которой возвратно-поступательно от крышки (закрытая сторона) поршня к крышке (закрытая сторона) штока перемещается поршень с высокоупругим уплотнением. При этом внутренняя рабочая поверхность гильзы выполнена так, что обеспечивает по ходу движения поршня изменение сопротивления трению податливого уплотнения поршня относительно выступающих участков на рабочей поверхности гильзы (рис. 7).

Рисунок 7

Раскрытые в описании немецкой заявки варианты конструкции амортизатора обеспечивают возможность выбора определенного отношения силы торможения поршня при его движении по разным участкам гильзы. Высокоупругое уплотнение поршня при перемещении по участкам гильзы с разными диаметрами контактирует боковыми поверхностями с профилями выступающих участков.

Из описания немецкой заявки № 2158382 однозначно следует, что внутренний диаметр гильзы цилиндра на длине участка перемещения поршня имеет изменяющийся размер. Это обеспечивает изменение (уменьшение или увеличение) радиального давления упругого уплотнения поршня на стенки гильзы и наоборот.

Для внешнего визуального сравнения немецкого амортизатора с амортизатором по патенту ЕАПВ № 015792 на рис. 8 отображено смоделированное нами условное сечение немецкого амортизатора, соответствующее его описанию, согласно которому участки с разными диаметрами могут чередоваться вдоль длины гильзы амортизатора (пунктиром изображена поперечная ось симметрии сечения гильзы амортизатора).

Рисунок 8

Общий конструктивный принцип известного немецкого амортизатора предусматривает любые сочетания разных диаметров на протяженности рабочего участка, в различных комбинациях по длине участков гильзы и их числа. Внутренняя поверхность гильзы может иметь разные внутренние диаметры. При этом в одном конце гильзы ее внутренний диаметр уменьшается для увеличения силы торможения поршня (усиление демпфирования) при подходе к данному концу цилиндра. Все признаки, указанные в формуле евразийского патента, известны из противопоставленного источника или являются следствием их комбинирования, с очевидностью вытекающего из ранее известного уровня техники.

В итоге коллегия экспертов ЕАПВ, рассмотрев поданное юридической фирмой «Городисский и партнеры» возражение, приняла 12 декабря 2012 г. решение о полном аннулировании патента ЕАПВ № 015792. Но мы полагаем, что представителям российского рынка автозапчастей рано радоваться. Во-первых, таких патентов, выданных ЕАПВ и Роспатентом, несколько, а, во-вторых, на это же «изобретение», кроме патента ЕАПВ № 015792, выданы патенты США № 8146720 и Китая № 102374251. Так что скоро мы станем свидетелями интересных сражений российских патентных троллей, выступающих под крышей американской фирмы, на американском и китайском рынках автомобильных запчастей.


  1. Джермакян В. Ю. Японские амортизаторы и российские полезные модели (уроки противостояния): Тезисы научно-практической конференции Санкт-Петербургские коллегиальные чтения-2010 «Интеллектуальная собственность: теория и практика». 24–25 июня 2010 г.
Поделиться:
Вернуться назад