В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 
Версия для печати

Инвестиции в произведения искусства: необходимые шаги до заключения сделки на арт-рынке

26 февраля 2024

Проверка подлинности произведения искусства
Провенанс
Объем приобретаемых прав
Надлежащий договор

Искусство всегда являлось привлекательным для инвестирования, особенно для состоятельных коллекционеров. Интерес к коллекционированию обусловлен не только перспективным вложением денежных средств в такой актив, но, возможно, даже в первую очередь, эстетическими предпочтениями собирателя коллекции, отражающей ценности и интересы ее собственника.

Арт-рынок, как «живой организм» постоянно развивается: становятся популярными новые имена современных художников, меняются тренды и конъюнктура рынка, возникают новые площадки онлайн-продаж, а появившаяся возможность NFT-инвестирования в цифровые объекты расширила субъектный состав возможных покупателей. Сегодня приобрести предметы искусства можно непосредственно у художников либо на выставках, в галереях, на аукционных торгах. Однако вне зависимости от способа покупки, известности самого автора, его произведения или репутации арт-дилера покупателю рекомендуется предпринять некоторые действия до заключения сделки чтобы минимизировать свои риски.

Проверка подлинности произведения искусства

Безусловно, прежде чем обсуждать условия сделки покупатель хотел бы удостовериться в подлинности приобретаемого произведения. Правильное определение авторства (атрибуция) и даты создания произведения позволит определить справедливую стоимость объекта покупки.

Истории известно большое количество споров, связанных с оспариванием фактов купли-продажи на основании ложной атрибуции. Совершая покупку, например, картины из рук самого художника, возможно, сомнения в ее оригинальности вряд ли возникнут. Но приобретение предмета искусства непосредственно у автора является скорее редкостью нежели общей практикой. В большинстве случаев сделки на арт-рынке заключаются при участии галерей, арт-дилеров, антикварных магазинов и аукционных домов, которые, как правило, представляют заключения об авторстве и дате создания произведения. Однако опытный коллекционер обязательно воспользуется всем доступным арсеналом технических средств искусствоведческой экспертизы для перепроверки предоставленных ему заключений.

Виды необходимых экспертиз и экспертные организации, которым стоит отдать предпочтение, определяются видом приобретаемого предмета искусства, его тематикой, использованными при его создании материалами, условиями хранения и многими другими факторами, которые учитываются в каждом конкретном случае.

В рамках искусствоведческой экспертизы производится исследование объекта путем его сравнения с целым рядом достоверно подлинных произведений того же автора, их рентгенограмм, с образцами подписей и почерка автора, с палитрой красок и характерной манерой, которыми пользовался автор. Например, известный маринист Иван Константинович Айвазовский умело использовал художественную технику лессировки (нанесение тончайших слоев масляной краски друг на друга) для изображения прозрачности воды и особенно морских волн. Такая техника создает эффект написания картин акварелью, что выделяет картины выдающегося живописца среди прочих аналогичной тематики.

Технический прогресс активно внедряет искусственный интеллект (ИИ) в различные сферы нашей жизни. Не исключение и мир искусства. В частности, в последнее время среди искусствоведов ведутся дискуссии о том, смогут ли приложения на основе ИИ заменить экспертов в деле аутентификации произведений искусства.

В частности, данная проблема недавно обсуждалась в связи с разразившимся скандалом, связанным с тем, что благодаря ИИ-программе была совершена попытка приписать кисти Рафаэля картину «Тондо Де Бреси», на которой якобы изображены те же Мадонна и младенец, что и на картине «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

Однако специалисты единодушно сходятся во мнении, что ИИ-программы могут стать лишь дополнением, но никак не заменой профессионального взгляда эксперта.

Провенанс

Важным также является вопрос установления истории владения приобретаемого предмета искусства.

Непрерывность провенанса, когда можно проследить путь картины от художника до последнего владельца, очень важна для покупателя, поскольку любое «белое пятно» в истории владения способно испортить даже самую безупречную биографию произведения.

При изучении истории передачи прав на предметы искусства стоит также осуществить их проверку по доступным реестрам пропавших культурных ценностей, например, в специальном реестре Минкультуры России или аналогичных зарубежных реестрах, в том числе в существующих частных базах данных.

Объем приобретаемых прав

Исходя из целей приобретения предмета искусства, покупателю необходимо определиться, хочет ли он стать собственником только материального объекта, например, картины, которую он сможет повесить на стену в своем доме и любоваться ею, либо у него есть намерение использовать ее в коммерческих целях.

В последнем случае при условии действия авторского права на произведение, воспроизведенное в приобретаемом объекте, покупателю необходимо также получить исключительное право на такое произведение или лицензионные права на его использование.

Российское законодательство прямо предусматривает, что переход права собственности на вещь не влечет автоматический переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной собственности, выраженный в такой вещи.

Надлежащий договор

Финальным моментом подготовки к сделке станет составление грамотного договора, включающего все существенные условия, объем передаваемых прав и гарантии продавца, которые позволят минимизировать риски покупателя в случае признания договора незаключенным или недействительным.

На рынке искусства и антиквариата отношения между продавцом и покупателем, как правило, строятся на принципе «caveat emptor», который означает «качество на риск покупателя». И в этом смысле покупатель становится слабой стороной сделки. Тем не менее он не ограничен в возможности предусмотреть меры ответственности продавца, применимые к конкретному виду заключаемой сделки и его заверениям о подлинности передаваемого предмета искусства, что при наличии квалифицированной юридической поддержки поможет максимально защитить интересы покупателя.


Поделиться:
Вернуться назад