В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 

Особенности франчайзинга в ОАЭ

7 марта 2024

В последние годы франчайзинг стремительно развивается не только в России, но и в странах СНГ, а также на Ближнем Востоке, включая ОАЭ. Как и в других коммерческих сделках, стороне, запускающей франшизу, обычно трудно найти добросовестного, квалифицированного и ответственного бизнес-партнера, который сможет быстро и качественно открыть предприятие или торговую точку в Эмиратах. Ещё сложнее обеим сторонам приходится при заключении договора франчайзинга. Нужно учитывать и другие особенности, связанные с регистрацией подобных сделок в местном Министерстве по Экономике. Эти и другие темы мы обсудили с партнером юрфирмы «Городисский и Партнеры» и главой офиса этой фирмы в Дубае Сергеем Медведевым.

По оценкам отраслевого издания «Franshiza.ru», общее число действующих в РФ франшиз выросло за прошедшие два года на 16% и уже превысило цифру в 3000. С чем вы связываете подобный рост? Действительно ли этот бизнес-инструмент становится популярнее?

Да, действительно, данный инструмент становится всё более и более популярным в России. Многие российские предприниматели и компании сейчас предпочитают развиваться именно по модели франчайзинга, а не открывать собственные торговые точки или сервисы, особенно в странах или регионах, которые они сами не знают. Сразу хочу отметить, что рост количества сделок по франчайзингу происходит сейчас абсолютно во всех сферах, включая рестораны и кафе, отельную индустрию, IT, медицину, сферу недвижимости, детские и спортивные центры и т.д.

В период пандемии, как вы помните, было некое «предпринимательское затишье», а потом как-то все компании набрались «сил и здоровья» в плане бизнеса и начали активно продавать и покупать франшизы, если было что продавать и покупать имею в виду.

Я уверен, что франчайзинг продолжит развиваться и дальше. Очень интересный коммерческий продукт.

А насколько заметно выросло число обращений к вам от франчайзеров, правообладателей, которые хотят продать какую-нибудь франшизу или, наоборот, инвесторов, франчайзи, которые хотят выгодно вложиться в ту или иную франшизу и ищут качественное правовое сопровождение подобной сделки?

Если честно, раньше у нас было много обращений по данному направлению от иностранных клиентов и прежде всего из США и Европы. Но, в связи с текущей геополитической ситуацией, в том числе из-за санкций со стороны западных стран, одни американские и европейские компании за прошедшие два года покинули российский рынок, а другие приостановили свою деятельность в России на неопределенный срок. Но на их «место» пришли и приходят российские «игроки», либо организации из так называемых «дружественных» государств, включая страны Ближнего Востока и Азии. В частности, у нас появились новые клиенты из Турции, ОАЭ и Китая, которых мы сейчас обслуживаем по разным вопросам, включая IP и франчайзинг. У нас увеличилось и количество обращений от российских компаний в этом направлении. В основном к нам идут правообладатели (франчайзеры), которым нужно структурировать и сопроводить франчайзинговую сделку, а также зарегистрировать франшизу в России или за рубежом. Кстати, в последнее время появились и запросы со стороны пользователей (франчайзи), но их гораздо меньше.

Год назад, рассказывая про открытие офиса в Дубае, вы говорили, что будете предлагать своим клиентам услуги по франчайзингу там. Насколько популярна оказалась эта услуга? Что конкретно предлагаете клиентам в этой области? Какому праву эти сделки подчиняются чаще всего на практике?

Да, было «дело». Сразу, как открылись в прошлом году, мы начали предлагать эту юридическую услугу всем своим клиентам. Она оказалась одной из самых востребованных, среди прочих. Прежде всего, эта услуга покупается российскими клиентами, так как многие российские компании (франчайзеры) стали релоцироваться и не только в страны СНГ, но и на Ближний Восток.

Мы предлагаем нашим клиентам сразу весь «пакет» юридических услуг и на всех этапах сделки. А именно – защита IP, проверка контрагента (due diligence), разработка/проверка договоров по сделке (включая договор франчайзинга), организация подписания документов и закрытие сделки, а также иные услуги, включая разрешение споров. Примечательно, что у нас сейчас в работе есть один конфликт между российским франчайзером и локальным франчайзи по поводу нарушения условий заключенного договора. Пробуем разрешить его в досудебном порядке.

Что касается применимого права, то на сегодняшний момент на практике большинство договоров франчайзинга (с ОАЭ-элементом) регулируются в соответствии с правом Англии и Уэльса.

Российские франшизы из каких отраслей пользуются популярностью на местном рынке?

В основном, это услуги ресторанов, баров и кафе, так как в ОАЭ, как и в других странах люди любят поесть и что-нибудь попить. Кроме того, это продукты питания и товары народного потребления, включая одежду и обувь. Кстати, на автомобильном рынке (автосалоны, прокатные компании и т.д.) тоже используются франшизы. Наконец, многие IT-сервисы и медицинские центры работают по франшизе в ОАЭ.

Отрадно, что у нас сейчас есть запрос от клиента в сфере недвижимости и брокерских (риелторских) услуг, который планирует развивать свой бизнес в Эмиратах именно по модели франчайзинга. Консультируем его по самым первичным корпоративным вопросам в данный момент.

А какие основные трудности или тонкости возникают при юридическом сопровождении подобных сделок в Эмиратах?

Прежде всего, я бы сказал, что потенциальному франчайзеру сложно найти добросовестного, квалифицированного и ответственного партнера (франчайзи), который сможет быстро и качественно запустить бизнес по франшизе в Эмиратах. Как говорится, Восток – дело тонкое…

Вторая особенность – это найти подходящую корпоративную лицензию для компаний франчайзера и франчайзи, которые будут выступать сторонами по договору. Торговых и профессиональных лицензий в разных отраслях по местному законодательству очень много, и многие из них не «пересекаются» (связываются) между собой, а при первом прочтении (трактовке) их значения – мало что подходит под сделку в итоге. Приходится консультироваться с локальными гос-органами по данному вопросу. Без правильно полученной лицензии работать просто не дадут в ОАЭ.

Ещё одна трудность – «склеить» подобную сделку, так как у каждой стороны договора всегда есть свои пожелания, ожидания и условия. Зачастую договориться об всех условиях в рамках договора франчайзинга очень непросто. Ведь они должны удовлетворять обе стороны. Договор франчайзинга – это достаточно объемный документ, который посвящается всем бизнес-процессам в совокупности, начиная с предоставления комплекса прав и заканчивая операционной деятельностью того или иного предприятия, функционирующего по франшизе. Это я к тому, что переговорная стадия является очень важным этапом во время согласования договора франчайзинга и иных сопутствующих документов.

Другой важный момент – если мы представляем франчайзера в сделке – убедить франчайзи НЕ устанавливать агентские отношения в рамках договора, направленного на территорию ОАЭ. Подобные агентские отношения (договоры) подлежат регистрации в местном Министерстве по Экономике и наделяют зарегистрированных агентов-франчайзи определенными преимуществами перед франчайзерами и третьими лицами. Для франчайзера регистрация франчайзи в качестве агента не нужна и не выгодна, как правило.

Насколько мы знаем, предоставление права использования объектов интеллектуальной собственности в рамках комплекса исключительных прав, переданного по договору коммерческой концессии, подлежит обязательной госрегистрации в Роспатенте. А в ОАЭ как – аналогично? Нужно ли регистрировать договоры франчайзинга в местном патентном ведомстве?

Нет, не нужно. Законодательство ОАЭ не предусматривает регистрацию договоров франчайзинга в местном патентном ведомстве. Правовое регулирование по этому вопросу в ОАЭ отличается от российского.

Что ещё посоветуете Вашим потенциальным клиентам?

Обращайтесь к нам – всё расскажем и покажем в деталях и по делу…


Поделиться:
Вернуться назад