В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 
Версия для печати

Интеллектуальная собственность в 2022 году

28 декабря 2022

Уходящий год оказался богат событиями. Ближе к концу года начали вступать в действие законы, принятые в 2021 г. Начало года также было ознаменовано санкциями, которые ряд стран приняли против России. Затронули они и интеллектуальную собственность. Россия, в свою очередь, ответила введением контрсанкций. Это время совпало с продолжением пандемии коронавируса, когда Россия приняла решение о бездоговорном использовании лекарства для лечения COVID-19 в течение двух лет с выплатой компенсации патентообладателям.

6 марта 2022 г. Правительство РФ издало Постановление № 299, отменяющее выплату компенсации за использование в течение двух лет нескольких патентов. Патенты касаются лекарства для лечения COVID-19 и решение было принято в условиях чрезвычайной ситуации. Арбитражный суд Кировской области «подлил масла в огонь», отказав в иске британской компании со ссылкой на введение антироссийских санкций (решение от 3 марта 2022 г. по делу №А28-11930/202).

Решение в итоге было отменено, а правообладатель получил причитающуюся ему денежную компенсацию.

Уход с рынка западных компаний привел к массовой подаче заявок на их товарные знаки недобросовестными заявителями. Роспатент был вынужден выступить с разъяснениями о том, что подача заявки не означает автоматической регистрации товарного знака.

Наконец, в целях защиты национальных интересов принят Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 213-ФЗ, разрешающий параллельный импорт определенных категорий товаров. Данное решение не вызвало бурной реакции зарубежных правообладателей, поскольку в большинстве стран-экспортеров принято международное или региональное исчерпание прав. Кроме того, был разрешен параллельный импорт только тех товаров, недостаток которых ощущается на рынке. Таким образом, владельцы товарных знаков, которые приняли решение покинуть российский рынок, не потерпели ущерб от параллельного импорта их товаров в РФ.

22 декабря 2022 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ «О патентных поверенных», принятые в декабре 2021 г. (Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 416-ФЗ). Права патентных поверенных были в значительной степени приближены к правам адвокатов – теперь патентные поверенные могут запрашивать у госорганов сведения, необходимые для выполнения поручения доверителя, заказчика. Закон также предусматривает обязанность органов власти и иных организаций предоставлять ответ на запрос патентного поверенного; вводится институт тайны патентного поверенного. Сведения, полученные поверенным и его работодателем от доверителя, заказчика, не могут быть истребованы у патентного поверенного, переданы или разглашены им третьим лицам. Более подробно урегулированы ситуации конфликта интересов, в которых патентный поверенный не вправе принять поручение от доверителя, заказчика.

Важным подспорьем для бизнеса стали изменения, внесенные в ст. 149 ч. 2 НК РФ Федеральным законом от 16 апреля 2022 г. № 97-ФЗ. Данный закон освободил владельцев объектов интеллектуальной собственности от уплаты НДС при заключении договора коммерческой концессии.

Стоит отметить, что еще в 2020 г. от уплаты НДС были освобождены сделки по отчуждению исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также предоставление лицензии на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности (подп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК). Таким образом, закон обеспечивает равные условия налогообложения НДС при обороте результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора и договора коммерческой концессии.

Освобождение от уплаты НДС применяется при условии выделения в цене договора коммерческой концессии вознаграждения за предоставление прав на указанные объекты ИС. В результате снижается налоговая нагрузка на российских налогоплательщиков, приобретающих права по договорам коммерческой концессии, в том числе у иностранных лиц, что должно стать стимулом для экономического и гражданско-правового оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Возобновлено действие льготы по налогу на прибыль в соответствии с Федеральным законом от 28 мая 2022 г. № 149-Ф3 о поправках в ст. 251 и 262 ч. 2 НК. В налоговой базе не учитываются доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе инвентаризации, проведенной налогоплательщиком. Ранее эта льгота действовала с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г.

Изменения коснулись и ч. 4 ГК РФ. В частности, Федеральным законом от 28 июня 2022 г. № 193-Ф3 расширен круг правообладателей товарных знаков. Снимается ограничение на регистрацию товарных знаков гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. После вступления закона в силу товарный знак сможет зарегистрировать любой гражданин. Закон предусматривает также, что прекращение статуса индивидуального предпринимателя больше не будет основанием для прекращения регистрации товарного знака. Для наследования товарного знака наследнику также не требуется иметь статус ИП.

Кроме того, в дополнение к уже предусмотренной обязательной регистрации отчуждения и лицензии в отношении программ для ЭВМ и баз данных, включенных в соответствующие госреестры, законом предусматривается обязательная регистрация залога исключительных прав на такие программы для ЭВМ и базы данных.

Закон вступит в силу через год после официального опубликования, т.е. 29 июня 2023 г.

Изменены условия регистрации товарных знаков (Федеральный закон от 28 мая 2022 г. № 143-Ф3), которые включают, воспроизводят или имитируют охраняемые географические указания (ГУ) или наименования мест происхождения товаров (НМПТ). В настоящее время лица, не имеющие права использовать ГУ и НМПТ, не могут зарегистрировать соответствующий товарный знак ни для каких товаров. В соответствии с Законом № 143-ФЗ такая регистрация допускается в отношении товаров, не однородных тем, у которых ГУ или НМПТ охраняется, при условии, что использование этого товарного знака в отношении указанных товаров не будет ассоциироваться у потребителей с ГУ или НМПТ и не может ущемить законные интересы обладателя исключительного права на них.

Кроме того, изменен порядок отчуждения и предоставления лицензии в отношении таких товарных знаков. В частности, запрещены отчуждение товарного знака, содержащего обозначение, сходное с ГУ или НМПТ, а также выдача лицензии в отношении такого товарного знака лицу, не имеющему права использования указанного ГУ или НМПТ. Сейчас такой запрет распространяется только на случаи наличия в товарном знаке обозначения, тождественного ГУ или НМПТ и включенного туда в качестве неохраняемого элемента.

Закон вступит в силу через год после опубликования, т.е. 29 мая 2023 г.

Таможенный реестр объектов ИС включал только товарные знаки, НМПТ и произведения авторского права. Поскольку географическое указание как объект ИС приобрело в последнее время большое значение, Совет Федерации 30 ноября 2022 г. принял решение о включении ГУ в таможенный реестр интеллектуальной собственности. До этого географические указания не включались в таможенный реестр, а возможность приостановления срока выпуска таких товаров при обнаружении признаков нарушения прав правообладателя не была предусмотрена. Таким образом, ГУ уравнены в правах с НМПТ.

Дискуссионным остается вопрос об оспаривании дополнительного патента, относящегося к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, а также выдачи дополнительно патента на продленный срок. 7 октября 2022 г. принят Федеральный закон № 386-ФЗ «О внесении изменения в статью 1363 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В частности, нормой п. 2 ст. 1363 ГК предусмотрены возможность и условия продления срока действия патента на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, а также выдача дополнительно патента на продленный срок.

Принятый закон вводит дополнительное основание для оспаривания как продления срока действия патента, так и действия дополнительного патента. В соответствии с новой редакцией ст. 1363 ГК (п. 5) продление срока действия патента и соответствующего дополнительного патента может быть признано недействительным в случае нарушения условий, предусмотренных п. 2 указанной статьи Кодекса.

Оспаривание продления срока и дополнительного патента осуществляется путем направления возражения в Роспатент. Примечательно, что в течение продленного срока действия возражение может быть подано любым лицом, а по истечении этого срока – только заинтересованным лицом.

Положения нового закона применяются к дополнительным патентам, выданным как до, так и после вступления закона в силу, а также к продлению срока действия патентов, продленных до 1 января 2015 г., когда продление срока действия патентов осуществлялось без выдачи дополнительного патента.

Не забыл законодатель и о совершенствовании процедуры рассмотрения Роспатентом международных заявок. Так, 31 декабря 2022 г. вступят в силу поправки в ряд статей гл. 72 («Патентное право») и 76 («Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий») ГК, касающиеся предоставления охраны изобретениям, промышленным образцам, ГУ и НМПТ в соответствии с международными договорами (Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. № 503-ФЗ). Закон предусматривает, в частности, что международные заявки на изобретения, перешедшие на национальную фазу в Роспатенте, будут публиковаться в официальном бюллетене Роспатента по истечении 18 месяцев с даты международной подачи. После такой публикации любое лицо может представить в Роспатент свои замечания относительно патентоспособности заявленного изобретения.

В отношении промышленных образцов, зарегистрированных в ВОИС в соответствии с Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, закон предусматривает, что охрана им будет предоставляться при условии соответствия требованиям ст. 1231.1 (промышленные образцы, включающие официальные символы, наименования и отличительные знаки), п. 4 ст. 1349 (непатентоспособные объекты) ГК и условиям патентоспособности, предусмотренным ст. 1352 Кодекса (п. 2 ст. 1391). Законом установлено также, что предоставление правовой охраны в России промышленному образцу, зарегистрированному в соответствии с Женевским актом Гаагского соглашения, может быть признано недействительным полностью или частично по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 1398 ГК, – т.е. так же, как оспаривается действительность патента РФ на промышленный образец.

В отношении НМПТ и ГУ, охрана которым предоставляется на основании Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях, закон определяет, что при этом применяются положения п. 2 ст. 1517 (об условиях предоставления охраны в качестве ГУ и НМПТ иностранным обозначениям, идентифицирующим географическое происхождение товара), п. 1 и 2 ст. 1518 (о государственной регистрации ГУ и НМПТ и предоставлении исключительного права на НМПТ и ГУ), п. 2, 3 и 4 ст. 1524 (о публикации информации о заявке на ГУ и НМПТ и о праве любого лица представить в Роспатент возражение против предоставления охраны НМПТ или ГУ и (или) против предоставления исключительного права на НМПТ или ГУ) ГК.

Авторское право также было скорректировано. В частности, 14 июля 2022 г. был принят Федеральный закон № 354-ФЗ, которым внесены изменения в п. 2 ст. 1263 ч. 4 ГК. Согласно указанной статье Кодекса авторами аудиовизуального произведения признаются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Другие лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального произведения, в том числе художник-постановщик, обладают авторскими правами каждый на свое произведение, но не приобретают авторские права на аудиовизуальное произведение в целом. Однако специфика создания анимационного фильма предполагает, что художник-постановщик вносит не меньший, а в некоторых случаях даже больший творческий вклад, чем другие авторы.

Названным законом в перечень авторов аудиовизуального произведения включен художник-постановщик анимационного фильма. Это автоматически наделяет данное лицо дополнительным имущественным правом на получение вознаграждения за свободное воспроизведение аудиовизуальных произведений в личных целях, предусмотренным ст. 1245 (сбор, распределение и выплата указанного вознаграждения осуществляются аккредитованной организацией по коллективному управлению авторскими и смежными правами) ГК. Также художнику-постановщику анимационного фильма предоставлены личные неимущественные права на аудиовизуальное произведение (право авторства, право автора на имя, права на неприкосновенность аудиовизуального произведения, на его обнародование, на отзыв, а также на защиту аудиовизуального произведения от искажений).

Новые требования применяются только к анимационным фильмам, созданным после вступления закона в силу (т.е. после 24 июля 2022 г.).

В уходящем году также принят Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 176-ФЗ, который, наконец, привел российское законодательство в соответствие с Марракешским договором об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям, в том числе посредством информационно-телекоммуникационных сетей (Россия присоединилась к этому договору еще в 2018 г.).

Статьей 1274 ГК уже установлена возможность использования – без цели извлечения прибыли – правомерно обнародованных произведений без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения путем создания, воспроизведения и распространения этих произведений в специальных форматах (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), предназначенных для использования слепыми и слабовидящими.

Новый закон дополнительно предусматривает возможность импорта экземпляров таких произведений, а также расширяет круг бенефициаров: помимо слепых и слабовидящих право доступа к таким экземплярам получают лица с другими ограниченными способностями к воспринятию печатной продукции, как определено в Марракешском договоре.

Статья 1274 ГК дополнена также положением о праве определенных Правительством РФ библиотек и организаций, защищающих права и интересы инвалидов, осуществлять в соответствии с Марракешским договором трансграничный обмен экземплярами произведений, созданными в специальных форматах. Данные изменения вступили в силу 22 июня 2022 г.

Резюмируя, отмечу, что российское законодательство в области ИС продолжает развиваться и совершенствоваться.


Поделиться:
Вернуться назад