Обязательная маркировка продукции: решение проблемы?

В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
ГОРОДИССКИЙ И ПАРТНЕРЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ и ТМТ
pat@gorodissky.ru Ru En Jp Cn
www.gorodissky.ru
����
x
 
Версия для печати

Обязательная маркировка продукции: решение проблемы?

30 Октября 2020

В последнее время все чаще и чаще речь заходит об обязательной маркировке продукции в различных сферах, вот очередь дошла и до парфюмерии, фототоваров, обуви. В январе 2021 года вступает в силу обязательная маркировка товаров легкой промышленности.

Как же повиляла обязательная маркировка на количество нелегальной продукции на российском рынке?

В 2020 году на фоне глобальных ограничений и эпидемиологических проблем колоссально вырос рынок интернет-продаж, COVID-19 послужил органическим драйвером рынка электронной коммерции, как следствие этого, возросло и количество нелегальных предложений в интернете. Как же нелегальная маркированная продукция продается через интернет?

Для проверки того, как можно приобрести в интернете нелегальную маркированную продукцию, мы нашли сайт, где можно купить сигареты по низким ценам, связались с продавцом, после недолгого общения запросили фото продукции. Получаем фотографию, при помощи мобильного приложения «Честный знак» (https://честныйзнак.рф/) сканируем QR-код на фотографии и в приложении отражается информация о легальной продукции, когда и кем произведен товар, рекомендованная цена, данные о юридических лицах, которые приобретали продукцию. Производители контрафактной продукции быстро адаптировались под введение маркировки на определенные группы товаров и продолжают производить и реализовывать маркированную продукцию.

Получается, что новая система, нацеленная на обеспечение потребителя наиболее полной информацией о товаре и снижение количества контрафакта на рынке, пока не очень работает, и правообладателям товарных знаков и официальным дистрибьютерам приходится по-прежнему прибегать к общепринятым методам борьбы с продавцами нелегальной продукции.

С чего же начать правообладателю, обнаружившему продажу контрафакта и как эффективно бороться с нарушителями?

С активным развитием интернет-торговли на фоне глобальных ограничений и эпидемиологических проблем все большую популярность получают специальные онлайн-платформы отслеживания нарушений в интернете. Основываясь на искусственном интеллекте и машинном обу­чении, такие системы анализируют интернет-ресурсы на предмет выявления нарушений и автоматически направляют нарушителям претензионные письма, шаблоны которых подготовлены опытными юристами с учетом интересов клиента. Такой подход, как правило, позволяет в короткие сроки устранить большинство нарушений в интернете и сэко­номить бюджет, выделенный на защиту интеллектуальных прав правообладателя.

Если нарушитель все же не реагирует на претензии, направляемые от имени правообладателя, и продолжает продавать контрафактную или «серую» продукцию на своем сайте или же представляет свою продукцию в магазинах, необходимо использовать более радикальные методы.

Дальнейшие шаги правообладателя зависят от того, является ли товар контрафактным или оригинальным.

Если выясняется наличие на рынке России контрафактной продукции, правообладателю, в первую очередь, имеет смысл включить принадлежащий ему товарный знак в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности РФ. Данная мера в настоящее время является одной из наиболее эффективных в борьбе с контрафактной продукцией и позволяет право­обладателю отслеживать все товары, маркированные принадлежащим ему товарным знаком или схожими с ним обозначениями, которые ввозятся на территорию России, а также выявлять каналы поставки продукции и страну их производства.

Согласно итоговому выступлению руководителя Федеральной таможенной службы В.И. Булавина в марте 2020, только за 2019 год таможенными органами выявлено 12 млн единиц контрафактной продукции, а сумма предотвращенного ущерба правообладателям составила 8 млрд руб.

Таможенные органы уведомляют правообладателя и о случаях параллельного импорта, то есть о ввозе оригинальных товаров, маркированных товарным знаком правообладателя, без его согласия. Однако если в случае с контрафактными товарами таможенные органы самостоятельно возбуждают дело по заявлению правообладателя и направляют материалы в суд для вынесения решения, то в случае с так называемыми «серыми» поставками правообладателю необходимо самому обратиться в суд в рамках гражданского судопроизводства.

Следует отметить, что в 2018 году ситуация с защитой прав право­обладателей в сфере параллельного импорта достаточно усложнилась в связи с принятием Конституционным судом РФ постановления от 13 февраля 2018 г. №8-П.

Тем не менее, как показывает формирующаяся после вынесения указанного постановления судебная практика, добиться удовлетворения иска о нарушении прав на товарный знак при параллельном импорте все еще возможно. За последние два года есть достаточное количество примеров судебных дел, по которым суд вынес решение о запрете ответчику ввозить и далее вводить в гражданский оборот на территории РФ товары, маркированные товарным знаком истца, указанные в иске.

Если контрафактные или «серые» товары все-таки оказались на прилавках магазинов, тактика по устранению нарушений должна быть подобрана с учетом индивидуальных особенностей. Среди возможных действий: осуществление контрольных закупок, исследование конкретных точек продаж, торговых центров или крупных рынков региона, проведение расследований в отношении потенциальных нарушителей и каналов поставок, последующее обращение в правоохранительные органы и в суд.

Коммерсантъ | Сибирь


Поделиться:
Вернуться назад