В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
ГОРОДИССКИЙ И ПАРТНЕРЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ и ТМТ
pat@gorodissky.ru Ru En Jp Cn
www.gorodissky.ru
����
 
 

Как сберечь секреты производства

5 Августа 2021

Ноу-хау – самый распространенный вид объектов интеллектуальной собственности, оно есть практически у любой компании. Фактически это секреты деятельности компании, которые имеют определенную ценность для сторонних лиц (прежде всего конкурентов). Ноу-хау не нужно регистрировать, не требуется заполнять никаких форм, платить пошлины и т. п. Защита прав на него требует минимальных издержек. Но у этого удобства и простоты есть оборотная сторона – доказать права на ноу-хау сложно. Как же предприятиям сберечь производственные секреты?

Юридически информация, которая может называться ноу-хау, должна обладать четырьмя следующими признаками:

  1. Она касается результатов научно-исследовательской деятельности или способов ведения бизнеса.
  2. В силу неизвестности сторонним лицам она имеет коммерческую ценность.
  3. Сторонние лица не имеют свободного доступа к этой информации на законном основании.
  4. Обладатель информации принимает разумные меры для соблюдения ее конфиденциальности, в том числе вводя режим коммерческой тайны.

Научно-техническое ноу-хау появляется в организации, когда научные работы завершены, но правообладатель либо не желает патентовать их результаты, либо не может это сделать. Коммерческое ноу-хау – это способы организации и ведения бизнеса, которые также имеют ценность в силу своей неизвестности конкурентам и потому строго скрываются.

Проблема в том, что, если кто-то посторонний независимо от вас добросовестным путем придет к тем же результатам, которые составляют суть вашего ноу-хау, с точки зрения закона он будет считаться таким же добросовестным правообладателем секрета, как и вы.

И если вы считаете, что ноу-хау такое лицо узнало у вас недобросовестным путем, именно вам придется доказывать это в суде.

Поэтому некоторые предприятия для страховки используют механизм депонирования, аналогичный тому, что применяется в отношении произведений литературы и искусства: заклеивают описание ноу-хау на каком-либо носителе в конверт и передают его на хранение специализированной организации по защите авторских прав или нотариусу.

Другая трудность связана с нормой ст. 1467 Гражданского кодекса, что исключительное право на ноу-хау действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность его содержания. С момента утраты конфиденциальности сведений исключительное право на ноу-хау прекращается у всех. Не имеет значения, произошло ли разглашение конфиденциальной информации умышленно либо по недосмотру, – все желающие смогут беспрепятственно использовать ноу-хау.

Поэтому чрезвычайно важно своевременно принять меры к сохранению ноу-хау в тайне. На практике все вводят режим коммерческой тайны, поскольку законодательство о коммерческой тайне действует в России уже достаточно давно и по нему сформирована судебная практика.

Режим коммерческой тайны предполагает ряд шагов по сохранению информации в тайне. К таким мерам, в частности, относятся:

  • определение круга сведений, составляющих коммерческую тайну. Как правило, в организации для этого принимается локальный нормативный акт с конкретными наименованиями документов, категориями информации и т. п.;
  • нанесение грифа «коммерческая тайна» на все материальные носители со сведениями, относящимися к коммерческой тайне;
  • составление перечня лиц, допущенных к коммерческой тайне;
  • установление порядка обращения сотрудников со сведениями, составляющими коммерческую тайну. Этот порядок должен отражаться в трудовых договорах и должностных инструкциях допущенных к секретной информации работников. Также вводятся журналы фиксации доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну.

Единожды установив подобный режим в организации, его необходимо регулярно поддерживать, обновлять перечни и документы.

У предприятий мало рычагов воздействия на собственных сотрудников, нарушивших коммерческую тайну. Некоторые работодатели вносят в трудовой договор пункты о существенных штрафах за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну. Но если штраф значителен, работнику в судебном порядке обычно удается его избежать. Трудовой кодекс в п. 7 ст. 243 позволяет применить полную материальную ответственность в случае разглашения работником сведений, составляющих охраняемую законом тайну, в том числе и коммерческую. Однако работодателю придется доказывать размер ущерба (реальные убытки) от разглашения коммерческой тайны, а также причинно-следственную связь между действиями работника и ущербом. Это сложный и трудоемкий процесс, привлечь сотрудников к ответственности удастся лишь компаниям с образцовым документированием всего, что связано с защитой коммерческой тайны.

Ноу-хау нередко входят в лицензионный пакет для франчайзи. Но продавцу франшизы недостаточно формально описать в договоре, что франчайзи обязуется ввести режим коммерческой тайны в отношении ноу-хау в объеме не меньшем, чем у самого правообладателя. Продавцу франшизы необходимо периодически контролировать, насколько хорошо франчайзи соблюдают режим коммерческой тайны.

Обладатель может передать исключительные права на ноу-хау другому лицу по договору отчуждения (т. е. продать, подарить, обменять). Только первоначальный правообладатель, который переуступает свои права новому, обязан сохранять конфиденциальность секрета производства до того момента, пока не перестанет действовать исключительное право на секрет производства у нового правообладателя. Все обязательства передающей стороны следует указать в договоре отчуждения исключительных прав на ноу-хау.


Поделиться:
Вернуться назад