В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
ГОРОДИССКИЙ И ПАРТНЕРЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ и ТМТ
pat@gorodissky.ru Ru En Jp Cn
www.gorodissky.ru
����
 
 
Версия для печати

Художественно-стилевые особенности как новый объект интеллектуальной собственности в сфере народных художественных промыслов

10 Февраля 2021

Как известно, смысл термина «интеллектуальная собственность» впервые был сформулирован в Конвенции, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольмская конвенция, 1967 г.). В соответствии со ст. 2 Стокгольмской конвенции «интеллектуальная собственность включает в себя все права, относящиеся к результатам творчества в производственной, научной, литературной и художественной сферах и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий».

Исходя из этого можно говорить, что понятие интеллектуальной собственности «используется в собирательном смысле» [1]. Стокгольмская конвенция не стремится дать определение интеллектуальной собственности, но приводит следующий перечень объектов, защищенных правами интеллектуальной собственности:

  • литературные, художественные и научные труды;
  • выступления артистов и исполнителей, фонограммы и радиопередачи;
  • изобретения во всех областях человеческой деятельности;
  • научные открытия;
  • промышленные образцы;
  • товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие обозначения и фирменные наименования и др.

В общем виде понятие интеллектуальной собственности трактуется как совокупность исключительных прав личного и имущественного характера на результаты интеллектуальной деятельности, а также на иные объекты, приравненные к ним, конкретный перечень которых устанавливается законодательством государства. Так, исходя из содержания ст. 1225 и 1226 ГК РФ следует, что в основе интеллектуальной собственности лежит исключительное право, которое представляет собой имущественное право, а в определенных случаях – личные неимущественные и иные права (право следования, право доступа и др.). Учитывая творческий характер создания и изготовления изделий народных художественных промыслов, нормативное регулирование в сфере интеллектуальной собственности относится и к данным изделиям.

Народные художественные промыслы требуют специализированных и традиционных методов, навыков и знаний, которые часто были получены в течение долгого времени и передаются по наследству из поколения в поколение. В этой связи изделия народных художественных промыслов обладают такими отличиями как внешний вид и стиль, а также могут требовать определенных знаний, проявляемых в навыках, используемых для их производства.

Однако традиционные приемы – дизайн, репутация и стиль, связанные с ремеслами, уязвимы для подражания и незаконного присвоения. Слишком часто встречаются попытки подделок под изделия народных художественных промыслов с заимствованием художественно-стилевых особенностей наиболее известных российских народных художественных промыслов, таких как семеновская хохлома, гжель, федоскинская миниатюра, ростовская финифть, жостовская роспись и другие, самое главное, вне мест их традиционного бытования.

При этом дешевые имитации подрывают репутацию качества подлинных продуктов. Нередко наблюдаются искажения и упрощения традиционных приемов художественного мастерства, ручной труд художников и мастеров часто подменяется механическим воспроизведением элементов декоративной отделки, снижается художественный уровень и качество продукции. В этой связи актуальной становится необходимость понимания на доктринальном уровне индивидуальных авторских способов и приемов изготовления изделий народных художественных промыслов, их роли в осознании тематического содержания изделий, оценке их аутентичности и художественной ценности, а также системы взглядов и духовных ценностей автора. Категорией, способной это отразить, являются художественно-стилевые особенности.

Понятие «художественно-стилевые особенности народного художественного промысла» введено федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о народных художественных промыслах». Согласно этому федеральному закону художественно-стилевые особенности народного художественного промысла – это совокупность средств художественной выразительности, приемов мастерства и традиционной технологии изготовления изделий народного художественного промысла, исторически сложившихся под влиянием культурных, социальных и природных факторов места его традиционного бытования.

Таким образом, содержательно понятие «художественно-стилевые особенности» включает в себя ряд элементов:

во-первых, средства художественной выразительности;
во-вторых, приемы мастерства;
в-третьих, традиционные технологии изготовления изделий народных художественных промыслов.

Кроме того, эти три элемента должны соответствовать критерию «историзм» в их формировании в рамках места традиционного бытования промысла.

Отметим, что на региональном уровне в определении данного понятия сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, в региональных законах было введено определение художественностилевых особенностей, идентичное определению, данному в упомянутом федеральном законе (например, закон Кабардино-Балкарской Республики от 19 марта 2013 г. № 24-РЗ, закон Нижегородской области от 29 января 2001 г. № 165-З «О народных художественных промыслах»). С другой стороны, региональные законодатели дали свое определение этого понятия. В качестве примера можно привести определение, данное в законе Московской области от 17 ноября 2000 г. № 377/2000-ОЗ «О народных художественных промыслах в Московской области»: «устойчивый комплекс исторически сложившихся или формирующихся художественно- выразительных средств, художественно-технических приемов обработки определенных видов материалов, традиционной технологии изготовления и декорирования изделий…».

Объективный характер художественно-стилевых особенностей изделий народных художественных промыслов подтверждается в том числе нормативными актами регионального уровня. В частности, согласно Положению о мастере народных художественных промыслов Республики Татарстан одним из требований к присвоению этого звания выступает сохранение мастером в своих изделиях «художественно-стилевых особенностей, традиционных образных и художественно-выразительных средств», а также сохранение «в своем мастерстве художественно-технических приемов, технологий, материалов, типов изделий и их форм, характерных для вида промысла».

В этом контексте необходимо привести определение понятия, которое есть в упомянутом законе Кабардино-Балкарской Республики, но отсутствует в федеральном законодательстве – «традиции народного художественного промысла». Под ними понимается «освоение, развитие и передача от поколения к поколению исторически формирующегося:

  • а) художественного опыта,
  • б) технологических приемов,
  • в) навыков, которые принадлежат мастерам народного художественного промысла».

Эти три элемента позволяют, по мнению законодателей, обеспечивать «устойчивость и жизнеспособность основных художественно-стилевых особенностей» конкретного промысла.

Художественно-стилевые особенности выделяются в рамках каждого самостоятельного вида изделий народных художественных промыслов. Например, продукция Гжельского фарфорового завода обладает своим оригинальным стилем, основу которого составляют «декоративность, нарядность, эстетическая и функциональная выразительность, а также разнообразие форм». Уточняющими особенностями здесь выступает тот факт, что «роспись изделий отличается яркостью и контрастом кобальтовой краски с белым фоном благодаря использованию ручной подглазурной росписи кобальтом по утилю».

Мастерами народных художественных промыслов было заявлено «о собственном лице» искусства Гжели и в ассортименте, и в формах, и в росписи, и даже в технологии: «сочетание орнаментальности изысканных разделок с живописно легким мазком, сгущающимся в темно-синее пятно, полновесная округлость народных форм с выразительно живописной, размашистобыстрой росписью, строящейся на переходах от темно-синего густого мазка к легкости прозрачно-голубого, где имеет значение система тонких орнаментально-линейных привязок» [2].

Актуальность художественно-стилевых особенностей возникла, когда обнаружилось серьезное противоречие между, с одной стороны, стремлениями к национальному самовыражению, а с другой, к трансформации культуры, воспринимаемой как глобальный феномен, и поиску современных оснований национального самоопределения. В этой связи важным становится понимание определенной культурной эпохи, о содержании которой в работе «Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике» упоминает итальянский мыслитель У.Эко.

Для него это понятие состоит из «образовательных традиций», «культурных влияний», неотделимых от «определенных технических предпосылок», и «способов формообразования», которые создаются творцом в сочетании с прочими составляющими «культурной эпохи». По идее У.Эко, именно здесь оказываются неразрывно взаимосвязаны тенденция, «свойственная всей культуре этого периода в целом», и «художественная воля», то есть художественно-стилевая манера автора. Все это создает «модели культуры», существующие в определенный исторический момент [3].

В художественном произведении автор формирует своеобразность того или иного изделия, которая опирается на принятую им эстетическую концепцию и, что особенно важно для народных художественных промыслов, жанровую структуру произведения, позволяя ему сформировать «диалектическую целостность общезначимого и индивидуально неповторимого «смысла», обладающую подлинной эстетической ценностью». Следуя этому, можно говорить о формировании стиля. Категория «стиль» представляет собой «совокупность идейно-художественных особенностей определенной творческой группы, школы или творчества отдельного художника, отличающегося яркими, индивидуальными чертами и имеющего широкое влияние» [4].

Именно стиль, выступая как историческая и эстетическая категория, позволяет отразить наличие взаимосвязей формы и содержания произведения. Форма выступает той объединяющей конструкцией, в состав которой входят ее принципы, композиционные приемы, элементы жанра и специфика вида произведения. При этом сущность стиля можно проследить через содержание или по взаимосвязи содержания и формы. Исходя из этого можно говорить о наличии или отсутствии стилевых признаков, позволяющих дифференцировать произведения.

В философском словаре можно найти определение стиля в искусстве, данное А.К.Айзенштейном, которое раскрывает данный феномен следующим образом: «исторически сложившаяся, устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейно-эстетического и общественно-исторического содержания» [5]. По мнению автора, в стиле находят отражение как социально-экономические условия жизни общества, так и особенности и традиции того или иного народа.

Понятие «художественный стиль», выступающее как основа художественно-стилевых особенностей, имеет свою многовековую историю и связано с именами Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и др. Художественный стиль – это почерк, то есть отличительные, характерные черты, проявляющиеся в самом произведении, его организации, отборе средств художественной выразительности. Ф.Шеллинг формулирует философские основы стиля так: «Искусство может обнаруживаться только в индивидууме. С этой точки зрения стиль всегда необходимо составляет истинную форму. Стиль абсолютен, манера относительна» [6]. Следовательно, у него стиль – обобщающая категория целостности художественного творчества. Для Г.Гегеля есть завершающий, объединяющий все элементы художественной деятельности момент художественного творения: «Под стилем подразумевается своеобразие данного субъекта, которое полностью выявляется в его способе выражения» [7].

Художественный стиль отличается от других функциональных стилей многообразной стилевой окраской используемых художественных средств. Применительно к народным художественным промыслам можно сказать, что художественный стиль – это единство художественных приемов, которое характерно для определенной группы произведений народных промыслов или определенного вида народных художественных промыслов, сформированных в местах традиционного бытования. Этот стиль обладает характерными признаками, которые могут быть выявлены или визуально, или с использованием письменных документов, или могут быть указаны мастером или экспертом в этой сфере.

Однако основной функцией определенной разновидности промыслов, отличающей ее от других произведений, является эстетическая функция (художественная, образно-художественная, эмоционально-образного воздействия на зрителя), которая в других произведениях или изделиях если и может проявляться, то не является главной. Данная функция основывается на уникальности произведения искусства и реализуется в образности произведения. Это во многом определяет художественный стиль, обладающий индивидуальными признаками.

Как художественное произведение, изделие народных художественных промыслов представляет собой длящийся во времени феномен традиционной культуры. Практически не меняя свою основу, оно все же трансформируется исторически исходя из жизненного и художественного опыта лиц, осуществляющих его производство, приобретая при этом новые смыслы, ценностные параметры и новое прочтение художественного смысла, выступая как наиболее яркая форма идеального и реального, индивидуального и общего. В этой связи следует исходить из того, что каждый народный художественный промысел создает собственный тип художественного произведения, в основе которого лежит определенная модель мира, выражающая объективную художественную концепцию, реализуемую мастером.

Таким образом, художественные стилевые приемы позволяют выявлять идеальные установки автора и тем самым выступают как способ их воплощения в тех или иных материалах и средствах изготовления, реализуемых в определенных художественных формах произведения народного художественного промысла. При этом стилевые приемы в сфере народных художественных промыслов характеризуются тем, что, с одной стороны, они связаны с определенным видом промысла и его традициями, а с другой – с личностью мастера и его творческой индивидуальностью.

Однако возникает вопрос о выявлении тех или иных особенностей, позволяющих установить определенный художественный стиль в изделии народного художественного промысла. В этом случае актуальной становится оценка стилистических и технологических особенностей, использованных при производстве изделия народного художественного промысла. Следует также учитывать и художественный уровень при высоком техническом качестве изготовления этого изделия.

В этом случае можно сослаться на приказ департамента культуры [8] одного из субъектов Российской Федерации, в котором четко определены оценки стилистических способов (традиций) изготовления изделий:

  • соответствие изделия художественно-стилевой направленности промысла;
  • целостность художественного решения изделия;
  • функциональная обусловленность художественного решения изделия;
  • техническое качество изделия;
  • исполнительское мастерство.

Данные показатели могут быть положены в основу выделения тех или иных художественно-стилевых особенностей в изделии определенного вида народных художественных промыслов. Следует отметить, что в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 февраля 2019 г. № 451 [9] в Положении о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства установлен ряд требований к изделиям народных художественных промыслов, которые подлежат регистрации в качестве образцов таких изделий.

С позиции выделения художественностилевых особенностей в самостоятельный объект интеллектуальной собственности значимыми являются следующие требования-признаки изделий народных художественных промыслов:

  • «изделия являются художественными изделиями утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленными в соответствии с традициями данного промысла;
  • изделия изготовлены в соответствии с художественно-стилевыми особенностями заявленного народного художественного промысла в месте традиционного бытования промысла и не содержат художественностилевые особенности народных художественных промыслов, характерные для другого места традиционного бытового промысла;
  • изделия по своему художественному решению и художественному уровню соответствуют традициям искусства народных художественных промыслов, исторически сложившимся в соответствующей местности заявленного народного художественного промысла на территории в границах субъекта Российской Федерации;
  • технология изготовления представленных изделий предусматривает возможности творческого труда мастеров народных художественных промыслов, занятых художественной отделкой изделий с применением творческого варьирования;
  • представленные изделия не имеют сходства до степени смешения с образцами изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, произведенными иным изготовителем» [9].

Таким образом, необходимо отметить, что художественно-стилевые особенности должны обрести нормативное закрепление в качестве объекта интеллектуальной собственности как один из основополагающих критериев идентификации истинности изделий народных художественных промыслов, обеспечивающих их признание в качестве произведения искусства.

Список литературы

  1. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие. М.: Юрист, 2009.
  2. Особенности народного художественного промысла Гжель // https://farforgzhel.ru/info/o_zavode/muzej _zavoda/osobennosti_narodnogo_hudozhestvennogo_promysla_gzhel/
  3. Эко У. Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике. СПб, 2004.
  4. Краткий словарь терминов изобразительного искусства/Под общ. ред. Г.Г.Обухова. М.: Советский художник, 1961.
  5. Айзенштейн А.К. Стиль в искусстве. М., 1987.
  6. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.
  7. Гегель Г. Лекции по эстетике. М., 2018.
  8. Требования по классификации стилевых особенностей, характеризующих совокупность средств художественной выразительности, приемов мастерства и традиционной технологии изготовления изделий народных художественных промыслов, изготавливаемых в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утв. приказом департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 ноября 2018 г. № 38-П-277.
  9. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 февраля 2019 г. № 451 «Об утверждении положения о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

(Расширенный вариант статьи опубликован в журнале «Юридическая наука». 2020. № 9.)

Статья в формате PDF


Поделиться:
Вернуться назад