Меню
x
 
 
Версия для печати

Попытки захвата товарных знаков иностранных компаний после их ухода с российского рынка

29 апреля 2025

После ухода иностранных компаний с российского рынка выросло количество заявок на регистрацию товарных знаков, поступающих в ФИПС. Прирост обусловлен в первую очередь поступлением заявок именно от российских заявителей.

_graf.jpgС одной стороны, санкции подтолкнули российских заявителей на получение регистраций своих товарных знаков, которые разрабатываются для новых товаров и услуг с целью замещения товаров и услуг иностранных производителей, покинувших российский рынок. С другой стороны, как показывает поиск в базе данных ФИПС, образовалась группа заявителей, которые подают заявки на регистрацию товарных знаков десятками и даже сотнями, причем таких товарных знаков, которые хорошо известны российским потребителям, или имитируют такие товарные знаки. Такое явление не ново, и такая недобросовестная деятельность возникла в конце 90‑х — начале 2000‑х, но прежние масштабы подачи заявок на регистрацию чужих знаков или их имитацию не идут ни в какое сравнение с масштабами последних лет.

Конец 90‑х — начало 2000‑х — это время, когда информация о товарах и услугах не была так легко и широко доступна россиянам, как сейчас. В то время потребители не могли легко и быстро получать оперативную информацию о товарах и услугах известных зарубежных компаний, только начинавших осваивать российский рынок. Этим пользовались некоторые недобросовестные предприниматели, подававшие заявки на регистрацию товарных знаков известных за рубежом, но в то время еще не известных в России. Это относилось и к товарным знакам компаний, которые уже вышли на российский рынок или собирались выходить на него, участвуя в выставках и демонстрируя свои товары и услуги, но своевременно не позаботились о защите своих прав в России.

В результате без каких‑либо препятствий компании, не имевшие отношения к созданию и заслуженной репутации зарубежных товарных знаков, получали регистрации товарных знаков известных компаний на свое имя без согласия настоящих владельцев этих знаков.

При этом, у экспертизы в то время не было оснований для отказа в регистрации таких обозначений в связи с тем, что самим экспертам чаще всего не были известны эти товарные знаки, а также в связи с отсутствием в то время в России более ранних прав компаний-производителей на эти товарные знаки, так как их владельцы не предприняли шагов по получению охраны своих товарных знаков в России до прихода на российский рынок.

Так, «пиратами» были получены регистрации, например, таких товарных знаков как:

forbes.jpg

Истинным владельцам этих товарных знаков пришлось долго бороться за то, чтобы добиться регистрации своих же знаков в России на свое имя. Тем не менее борьба в большинстве случаев завершалась успехом. По мере завершения борьбы за возврат знаков, «пираты» нашли новый путь приобретения прав на чужие знаки, а именно на обозначения, содержащие признаки имитации чужих, как правило, известных знаков. 

dbank2.jpgК таким делам можно отнести регистрацию товарного знака для финансовых услуг, который имитировал товарный знак Deutsche Bank, регистрацию товарного знака, в том числе для сливочного масла, который имитировал товарный знак компании NEW ZEALAND DAIRY BOARD, или регистрацию товарного знака для санитарно-технического оборудования для ванных комнат, раковин для кухонь, имитирующего знак CANDY.

Но надо отметить, несмотря на трудности, борьба с аннулированием захваченных чужих знаков и их имитаций была успешной. И вот, когда казалось, что период «краж» товарных знаков завершился, началась новая эра их захвата.


В последние 2–3 года было подано множество заявок на регистрацию известных товарных знаков иностранных компаний или на их имитацию.

Вероятно заявители этих заявок сочли возможным захватить знаки в связи с уходом с российского рынка иностранных компаний, полагая, что такой захват будет справедливым наказанием для ушедших с российского рынка иностранных компаний. Но будет ли такой захват полезным и положительным для российского потребителя? Скорее нет.

Ведь предоставление прав на известные товарные знаки неизвестным ранее фирмам, предпринимателям и физическим лицам даже для товаров/услуг иных, чем товары/услуги, для которых знаки известны, скорее будет наказанием для российских потребителей.

Потребители будут полагать, что товары/услуги, маркируемые известными товарными знаками или их имитациями, производятся все теми же компаниями или предполагать, что российские компании сохранили/приобрели производственные связи с иностранными компаниями, а это в большинстве случаев не соответствует действительности.

В качестве примеров подачи заявок на регистрацию обозначений, содержащих определенные признаки имитации чужих известных товарных знаков, можно привести следующие примеры:

ООО «ТОРГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» подано большое количество заявок на регистрацию всем известных знаков или их имитацию, таких как, например:

maser.jpg

Большинству из них было отказано в регистрации, но, однако, на имя этого ООО были зарегистрированы:

kia.jpg— для мебели, предметов мебели и иных товаров 20 класса;


jagu.jpg— для медицинской аппаратуры, медицинских приспособлений и устройств и музыкальных инструментов,

pum.jpg— для фуникулеров, дрезин.

ИП Жабреев А. С. подал 114 заявок на регистрацию товарных знаков таких как:

marks.jpg

В результате по всем заявкам были вынесены решения о признании их отозванными.

ИП Афанасьева Ирина Владимировна в 2022 году подала 45 заявок на регистрацию товарных знаков, в том числе таких как:

deca.jpg

большинству из которых было отказано в регистрации, но, тем не менее, на ее имя получены регистрации таких знаков как:

funa.jpg— в том числе для бритв электрических и неэлектрических;

paug.jpg— известного любителям кофе как товарный знак компании Paulig Group, которая производит несколько марок кофе и сопутствующие товары. Тем не менее, в настоящее время Афанасьева Ирина Владимировна — правообладатель регистрации товарного знака, в том числе для товара ложки, и ситуация, когда приготовленный финский кофе перемешивают ложечкой Paulig, произведенной ИП Афанасьева Ирина Владимировна, вполне возможна и не является фантазийной;

harr.jpg— названия одного из самых больших и модных универмагов мира, в котором, как известно, можно было купить даже слона. Этот товарный знак зарегистрирован на имя Афанасьевой Ирины Владимировны для некоторых видов товаров и вполне возможно, что российский потребитель воспримет такие товары, маркированные товарным знаком HARRODS, как имеющие отношение к универмагу hrrds.jpg— учитывая известность, репутацию и узнаваемость этого предприятия торговли на мировом рынке.

ИП Рамазанов Руслан Мурадханович в 2023 году подал 170 заявок на регистрацию товарных знаков для широкого перечня товаров и услуг. К таким заявленным обозначениям oтносятся, например, MEGAGEN, ELAINER, MIRADENT, IMAX и др.

Из них 19 товарных знаков были зарегистрированы для части заявленных товаров и услуг. Что же может подумать российский потребитель, столкнувшись с услугой маникюр; массаж», предлагаемых под знаком ИМАКС /IMAX?

Не исключено, что потребитель свяжет услугу с работой кинотеатров IMAX и усмотрит связь предлагаемых услуг с работой таких кинотеатров, учитывая превращение в современных условиях кинотеатров в многофункциональные центры с широким спектром всевозможных услуг, что в итоге способно ввести потребителя в заблуждение относительно источника происхождения таких услуг.

ИП Свержин Борис Еняевич в 2019–2025 году подал 66 заявок на регистрацию товарных знаков, в том числе таких как,

zewa.jpg

по которым были получены решения об отказе, на что, вероятнее всего, он не рассчитывал.

Можно упомянуть и о таком Заявителе как Пуруша Аум Парамунувич (ФИО совпадает с именем экс-совладельца лишившегося лицензии банка «Замоскворецкий»), который, даже после получения отказов, повторно продолжает подавать заявки на регистрацию товарных знаков известных автомобильных брендов, брендов одежды, косметики, ювелирных изделий и бижутерии, известных банков и т д. На какое окно возможностей рассчитана такая подача заявок?

Одной из последних поданных Аум Парамунувичем заявок является заявка на регистрацию товарного знака us.jpg в отношении всех услуг 35, 36, 38, 39, 41, 42 и 45 класса. При этом в заявке отмечается, что на предоставление охраны на его имя слов UNITED STATES заявитель не претендует, что, безусловно, является благородным и благоразумным шагом.

Маловероятно, что регистрация этого товарного знака будет получена и остается только гадать, для чего подаются такие заявки г-ном Пуруша и является ли для него такая подача окном возможностей.

Итак, примеров подачи заявок и, к сожалению, получения регистраций известных товарных знаков и их имитаций, хоть и для товаров и услуг иных, чем те, для которых они стали известны российскому потребителю, немало.

Представляется очевидным, что такие предприниматели не предполагают использование этих товарных знаков, так как их количество велико, и один предприниматель вряд ли обладает ресурсами для производства такого количества товаров.

Наиболее вероятная цель — это торговля такими знаками и получение прибыли от продажи. Хорошо ли это для российского потребителя и российского рынка? Вряд ли. Такая подача заявок скорее может относиться к недобросовестному поведению при использовании ситуации с уходом с рынка иностранных компаний.

Хотя список таких заявок велик, предположение, что политическая ситуация в мире позволяет теперь с легкостью получать регистрации на ушедшие из России бренды, ошибочно.

В России законодательство в сфере интеллектуальной собственности в части регистрации товарных знаков не менялось и РОСПАТЕНТ принимает во внимание наличие ранее зарегистрированного тождественного или сходного товарного знака, а также обозначений широко известных в России, но не зарегистрированных в качестве товарных знаков, которые по-прежнему являются препятствием для регистрации.

Тем не менее последствиями ухода компаний с российского рынка все же являются:

  • прекращение продаж оригинальных товаров, маркируемых известными товарными знаками и возможность аннулирования известных товарных знаков в связи с неиспользованием;
  • рост количества споров из-за регистрации товарных знаков тождественных/ сходных с товарными знаками ушедших компаний;
  • возможное появление на российском рынке контрафактных товаров низкого качества, в связи с чем у российского потребителя может быть утрачено доверие к известным товарным знакам;
  • в условиях долгого отсутствия на российском рынке оригинальных товаров товарные знаки, предназначенные для их маркировки, будут забываться и при появлении на российском рынке товаров иных производителей, маркируемых известными товарными знаками или имитирующими их знаками, произойдет размывание знаков. В итоге доверие к известным ранее знакам будет утрачено и на восстановление репутации при возвращении на российский рынок уйдет время.

Несмотря на усиливающиеся попытки регистрировать чужие знаки/имитации, в особенности, компаний, ушедших с российского рынка, такие действия с точки зрения российского законодательства рассматриваются как недобросовестные и в российском праве и правоприменительной практике имеется широкий спектр инструментов и возможностей для недопущения подобных регистраций, а в случае регистрации — для их последующего оспаривания.

Отсюда вывод — нужно создавать собственные бренды и их защищать, а также продвигать их таким образом, чтобы обеспечить им известность и узнаваемость.


Поделиться:
Вернуться назад