Сделки на арт-рынке: необходимые шаги при покупке произведения искусства
13 декабря 2023
Покупка произведения искусства и приобретение исключительных прав
Подлинность произведения искусства
Provenance
Proper Contract
В конце октября в поле зрения средств массовой информации попало предложение о продаже картины «Супрематизм» кисти известного художника-авангардиста Казимира Севериновича Малевича, размещенное анонимным продавцом на популярном сервисе частных объявлений в сети Интернет1.
Участники арт-рынка и эксперты, комментировавшие новость, обратили внимание на пробелы и недостатки в представленной продавцом сопроводительной документации и достаточно низкую цену картины2.
Продавец утратил интерес к сделке и снял объявление3, но развернувшаяся вокруг событий дискуссия наглядно показала, что продавцу и покупателю для успешного и взаимовыгодного заключения сделки в отношении такого специфического предмета как произведение искусства нужно одновременно учитывать целый ряд важных аспектов, некоторые из которых обозначены далее.
Покупка произведения искусства и приобретение исключительных прав
Прежде всего, покупателю нужно определиться зачем он покупает предмет искусства, какими правами в его отношении он хочет обладать, и сопоставить свои цели с предложением продавца.
Произведения искусства являются довольно популярным объектом инвестиций, обладающим стабильным спросом и доходностью. Тем не менее, люди коллекционируют искусство не только потому, что это актив, который исторически ценится в долгосрочной перспективе, но и потому, что оно доставляет эстетическое удовольствие, отражает жизненный опыт, ценности и интересы самого коллекционера4.
В соответствии с российским законодательством переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, выраженный в этой вещи, за исключением случая отчуждения оригинала произведения непосредственно обладателем исключительных прав, не являющимся автором5.
Таким образом, заключая сделку о покупке картины непосредственно с ее автором — художником, и не оговаривая дополнительно вопрос приобретения исключительного права, все что приобретет покупатель — это сама картина как вещь. Ее можно повесить у себя дома, экспонировать на выставках и упоминать в каталогах6, но нельзя изготовить и реализовать без согласия владельца исключительного права, к примеру, открытки или иную сувенирную продукцию с воспроизведением картины, даже если на такой картине портрет самого покупателя. Законодатель ограничивает возможность использования ее копии закрытым перечнем способов без цели извлечения прибыли, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.
По общему правилу, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора7. Отсутствие надлежащих положений об отчуждении исключительного права на произведение или о его лицензировании в предмете сделки, совершенной в указанный период, лишает покупателя возможности извлечь дополнительный доход от использования произведения.
Цель покупки не только определяет объем необходимых покупателю прав, но и степень его внимательности к соблюдению юридических формальностей. К примеру, приобретение произведения искусства на блошином рынке редко сопровождается составлением письменного договора. Для удовлетворения эстетических потребностей приобретателя такая спонтанная покупка вполне оправдана, но, с точки зрения инвестиционных перспектив, отсутствие документов существенно снижает стоимость предмета искусства как актива и затрудняет проверку чистоты прав при последующей перепродаже.
Подлинность произведения искусства
Решив вопрос с объемом приобретаемых прав, перед покупателем и продавцом возникает необходимость удостовериться и доказать подлинность произведения соответственно.
Здесь на помощь сторонам сделки приходит весь арсенал доступных технико-технологических и искусствоведческих исследований. Виды необходимых экспертиз, перечень экспертных организаций или экcпертов, которым стоит отдать предпочтение, полностью определяются видом произведения искусства, его тематикой, материалами, использованными автором при его создании, местом и датой создания, условиями хранения, то есть фактически индивидуальны для каждого случая.
Несмотря на то, что экспертные заключения не имеют «срока годности», технический инструментарий постоянно развивается, точность проводимых исследований растет, поэтому проведение необходимых исследований непосредственно перед сделкой или как ее условие минимизирует возможные сомнения.
К сожалению, даже безупречная репутация, опыт эксперта и самые современные методы исследования не способны полностью исключить риск подделки или неправильной атрибуции предмета искусства.
И искусствоведческая, и технико-технологическая экспертизы — это сравнение с базой (эталоном): целым рядом достоверно подлинных произведений автора, их рентгенограмм, с образцами подписей и почерка автора, с базой красок, которыми пользовался автор.
Вывод о принадлежности произведения, к примеру, авторству определенного художника делается, среди прочего, на основании стилистической принадлежности картины его кисти. Определение характерной манеры живописи, в свою очередь, является результатом комплексного анализа базы исторических и биографических сведений.
Так, в течение длительного времени, эксперты испытывали сложности с пониманием индивидуальной творческой манеры Алексея Константиновича Коровина и отделением его живописи от живописи отца — популярного художника-импрессиониста Константина Алексеевича Коровина, который иногда подписывал работы сына с целью увеличения их стоимости8. Пересмотренная в этой связи атрибуция части картин художественного наследия Коровина-отца в результате привела к потере их стоимости.
Технический прогресс активно внедряет искусственный интеллект (ИИ) в различные сферы нашей жизни. Не исключение и мир искусства.
В частности, в последнее время среди искусствоведов ведутся дискуссии о том, смогут ли приложения на основе ИИ заменить экспертов в деле аутентификации произведений искусства. В частности, данная проблема недавно обсуждалась в связи с разразившимся скандалом, связанным с тем, что благодаря ИИ-программе была совершена попытка приписать кисти Рафаэля картину «Тондо Де Бреси», на которой якобы изображены те же мадонна и младенец, что и на картине «Сикстинская Мадонна» Рафаэля9. Однако специалисты единодушно сходятся во мнении, что ИИ-программы могут стать лишь дополнением, но никак не заменой профессионального взгляда эксперта.
Провенанс
Важным также является и вопрос происхождения предмета искусства, история его владения (провенанс).
Примером практически безупречной цепочки владения картиной, где можно проследить путь картины от художника до последнего владельца, можно привести проданную на днях на аукционе Sotheby’s картину испанского художника Пабло Пикассо «Женщина с часами»10, 1966 году она была куплена Галереей Бейелер (Швейцария) непосредственно у художника.
В 1968 году она перешла в коллекцию Галереи Пасе (США), где ее приобрела коллекционер Эмили Фишер Ландау, в коллекции которой картина к моменту последней продажи хранилась уже более 50 лет.
Непрерывность провенанса необычайно важна для покупателя. Когда в истории владения появляется «белое пятно», это способно испортить даже самую безупречную биографию предмета искусства.
Специфика российского арт-рынка заключается в том, что в XX веке наша страна испытала множество потрясений, поэтому документально отследить принадлежность и преемственность прав зачастую достаточно затруднительно. В сравнении с западным рынком, российские коллекционеры традиционно больше полагаются на мнение экспертов11, чем на сведения о происхождении предмета искусства.
В контексте изучения провенанса не стоит также пренебрегать и проверкой приобретаемого предмета искусства по доступным реестрам пропавших культурных ценностей. В России такой реестр ведет Министерство культуры РФ, которое при поступлении соответствующего заявления вносит информацию о факте пропажи, утраты, хищения культурных ценностей в соответствующий реестр12, но публично доступная часть реестра является весьма ограниченной и неполной. Аналогичные реестры существуют и в других странах13. Крупнейшими международными базами данных являются реестр арт-объектов объявленных в международный розыск14, и частная база данных — www.artloss.com.
Если даже происхождение предмета искусства и не вызывает сомнения, но в любом случае в сделках на артрынке покупатель также будет учитывать личность и репутацию самого продавца.
Приобретение предмета искусства непосредственно у автора является наиболее предпочтительным вариантом для покупателя, но это скорее редкость, чем обычная практика.
Большинство сделок на арт-рынке происходит при участии галерей, арт-дилеров, антикварных магазинов и аукционных домов. Серьезных коллекционеров в России не так уж много.
Тем не менее, даже если продавец и покупатель вращаются в одной сфере достаточно долго, знакомы и не имеют сомнений в деловой репутации друг друга, нельзя пренебрегать элементарной проверкой полномочий представителя продавца на совершение сделки и ведение переговоров от его имени, а также правосубъектности самого продавца и отсутствия каких-либо обременений его прав на предлагаемый к продаже объект, например, наличие прав супруги продавца на произведение, являющееся их совместной собственностью.
Есть масса примеров, когда слепая вера друг другу или посредникам приводила покупателей и продавцов к необходимости обращаться в правоохранительные органы за защитой своих прав15.
Надлежащий договор
Грамотно составленный договор, включающий все существенные условия и гарантии продавца, позволит минимизировать риски покупателя как слабой стороны сделки для избежания ситуации признания ее незаключенной или недействительной.
Прежде всего, в предмете договора необходимо подробно описать приобретаемое произведение: указать его автора и название, год создания (можно предположительный), дать словесное описание или вставить его фотографию.
В случае необходимости включить положения об отчуждении исключительного права на произведение или определить объем лицензионных прав.
Безусловно в возмездной сделке должно быть предусмотрено вознаграждение как за приобретение произведения, так и за переход исключительных прав или предоставление лицензии, если применимо.
Несмотря на то, что на рынке искусства и антиквариата отношения между продавцом и покупателем, как правило, строятся на принципе caveat emptor, который означает «качество на риск покупателя», это не исключает для покупателя возможности предусмотреть меры ответственности продавца, применимые к конкретному виду сделки (договор купли-продажи, договор комиссии), и его заверения о подлинности произведения искусства. Данные положения будут минимальной гарантией того, что в спорной ситуации покупатель сможет не только получить обратно выплаченное продавцу вознаграждение, но и взыскать с него неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств.
При заключении сделки с иностранным элементом на стороне продавца или покупателя с трансграничной передачей приобретаемого объекта необходимо учитывать особенности правового регулирования оборота произведений искусства другой юрисдикции, которые могут повлиять на действительность внешнеэкономического договора, а также требования российского законодательства и права Евразийского экономического союза, регламентирующие порядок ввоза и вывоза произведений искусства.
В частности, Закон РФ от 15.04.1993 № 4804–1 (в ред. от 04.08.2023) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» с последними изменениями, вступающими в силу с 1 января 2024 года, регулирует отношения по перемещению культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами — членами Евразийского экономического союза, а также в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами — членами Евразийского экономического союза.
Порядок перемещения культурных ценностей между государствами — членами Евразийского экономического союза и перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза, определяются в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Кроме того, для оформления трансграничной передачи приобретаемого произведения могут потребоваться консультации специалистов в области таможенного регулирования, а также налоговых юристов.
Таким образом, чтобы приобрести картину, пусть и через сайт частных объявлений, надо понимать для каких целей осуществляется покупка и какой объем прав нужен приобретателю для реализации данных целей. Произведение искусства должно сопровождаться надежным провенансом, необходимыми экспертными заключениями, не находиться в розыске, а личность и репутация продавца или его представителя не должны исключать необходимость проверки его полномочий. Совершение всех этих действий позволит заключить надежную сделку и минимизировать риски каких-либо негативных последствий как для продавца, так и для покупателя предмета искусства.
- Анастасия Захарова, Картину, приписываемую кисти Малевича, продают на Avito за 450 млн рублей, 27.10.2023 // https://www.kommersant.ru/doc/6309395; Ангелина Вайгель, Петербуржец продает на «Авито» картину Малевича за 450 млн рублей, 27.10.2023 // https://www.spb.kp.ru/online/news/5517430/
- Константин Митягин, Загадка Малевича. «Фонтанка» спросила оценщиков о «Супрематизме» за полмиллиарда с «Авито», 27.10.2023 // https://www.fontanka.ru/2023/10/27/72855854/
- Малевич за полмиллиарда исчез с «Авито», 28.10.2023 // https://spb.tsargrad.tv/news/malevich-za-polmilliarda-ischez-savito_897462
- Art market update: A new equilibrium // https://www.privatebank.bankofamerica.com/articles/art-market-fall-update.html
- пункт 2 статьи 1227 и абзац 2 пункта 1 статьи 1291 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)
- пункт 2 статьи 1291 ГК РФ
- пункт 1 статьи 1281 ГК РФ
- Екатерина Гордеева, Экспертиза живописи: кейс Константина Коровина // https://thestatussymbol.com/art-expertise-konstantin-korovin
- Гарет Харрис, Искусственный интеллект отличил подлинник от подделки // Газета “The Art Newspaper Russia”, выпуск №115 // https://www.theartnewspaper.ru/posts/20231031‑gkbx/
- Леонид Уварчев, Картина Пикассо «Женщина с часами» продана за $139 млн, 9.11.2023 // https://www.kommersant.ru/doc/6322869
- Елена Яковлева, Фальшивый Шишкин и ошибки коллекционеров. Эксперт о подделках картин, 08.01.2017 // https://aif.ru/culture/art/falshivyy_shishkin_i_oshibki_kollekcionerov_ekspert_o_poddelkah_kartin
- Реестр пропавших, утраченных, похищенных культурных ценностей // https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331‑heritage_lost_objects
- Например, реестр, который ведет ФБР США National Stolen Art File (NSAF) // https://www.fbi.gov/investigate/violent-crime/art-theft/national-stolen-art-file
- https://www.interpol.int/en/Crimes/Cultural-heritage-crime/Stolen-Works-of-Art-Database
- Наталья Шкуренок, Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал, 19.02.2020 // https://www.theartnewspaper.ru/posts/7835/; В дело об украденных картинах дописали пейзаж Шишкина, 16.02.2016 // https://www.mk.ru/daily/hotnews/2016/02/16/v-delo-obukradennykh-kartinakh-dopisali-peyzazh-shishkina.html