В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 
Версия для печати

Защита географических указаний в России и Китае: сходство и различия

6 июля 2021

Между Россией и Китаем сложились многолетние стабильные торговые отношения. Согласно отчету Федеральной таможенной службы, за период с января по апрель 2021 года товарооборот между Россией и Китаем составил 39193,4 млн долларов США. Между тем, из открытых данных Китайского национального управления по интеллектуальной собственности следует, что в Китае ни одному российскому обозначению, указывающему на географическое происхождение товара, до сих пор не предоставлена правовая охрана, равно как и в России — китайскому (согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре ГУ и НМПТ РФ), сообщает ИА PrimaMedia.

В российском законодательстве с 1992 года существует гражданско-правовой институт наименования места происхождения товара (далее — НМПТ). Правовая охрана НМПТ предоставляется при соблюдении следующих условий: обозначение НМПТ должно включать в себя наименование географического объекта и получить известность в результате его использования; особые свойства товара должны определяться характерными для географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами; на территории данного географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, существенно влияющие на формирование его особых свойств. Для регистрации обозначения в качестве НМПТ требуется предоставить заключение уполномоченного органа, подтверждающего факт производства товара с особыми свойствами в границах заявляемого географического объекта. Порядок регистрации и использования НМПТ регламентирован частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Наличие такого количества условий, а также сложность процедуры получения регистрации обозначения в качестве НМПТ без участия специалистов повлекло за собой то, что НМПТ в России регистрируются неохотно. На сегодняшний день по данным Роспатента зарегистрировано 256 НМПТ, из них только 39 — иностранные.

В июле 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 N 230-ФЗ, которым в ГК РФ внесены изменения, в результате чего появился новый для нашей страны гражданско-правовой институт "географические указания" (далее — ГУ).

Внесенные изменения призваны облегчить регистрацию и защиту обозначений, указывающих на происхождение товара с определенной территории. В отличие от НМПТ, в качестве географического указания может быть зарегистрировано любое обозначение, позволяющее идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта; качество, репутация или другие характеристики товара должны быть в значительной степени связаны с его географическим происхождением; на территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик. При этом, для подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве ГУ не требуется получение заключения компетентного органа.

В России как ГУ могут быть зарегистрированы обозначения, идентифицирующие товар, происходящий с территории иностранного географического объекта, но лишь в случае, если указанное обозначение охраняется в качестве ГУ или иного средства индивидуализации в стране происхождения товара. Аналогичная норма предусмотрена для НМПТ. Регистрация в качестве НМПТ допускается в том случае, если наименование заявленного географического объекта охраняется в качестве НМПТ в стране происхождения товара.

На текущий момент всего Роспатентом зарегистрировано 8 ГУ, из них 1 — иностранное.

Институт "географических указаний" не является новеллой для законодательства многих иностранных государств. Так, необходимость защиты ГУ прямо предусмотрена Соглашением ТРИПС 1994 года, распространяющим свое действие на все страны-члены ВТО, в которую в настоящее время входит 164 государства, в том числе Китай.

В Китае сложилась особая система защиты географического происхождения товара, которая реализуется в двух вариациях: путем регистрации товарного знака либо географического указания. Регистрация товарного знака осуществляется в соответствии с Законом КНР о товарных знаках, а также ряда подзаконных нормативно-правовых актов. Товарный знак, указывающий на географическое происхождение товара, может быть зарегистрирован как сертификационный (в пользу органа по сертификации) либо коллективный (в пользу группы пользователей, например, ассоциации производителей). Обозначение, заявляемое на регистрацию в качестве товарного знака, может включать в себя название географического региона или содержать любые визуальные признаки, указывающие на то, что товар происходит из данного региона. Товарный знак, содержащий географическое указание, указывает на то, что конкретные характеристики товара (качество, репутация и т.д.) в основном определяются природными или человеческими факторами в данном географическом регионе.

Порядок регистрации и использования географических указаний в Китае установлен подзаконными нормативно-правовыми актами. Иностранные географические указания, претендующие на получение правовой охраны в Китае, регистрируются в соответствии с заключенными международными соглашениями.

По состоянию на конец апреля 2021 года в Китае зарегистрировано 2475 географических указаний, 6295 товарных знака с указанием географического происхождения товара, 11 495 участников рынка получили право на использование при маркировке товаров специальных знаков, указывающих на зарегистрированное географическое указание.

В 2007 году между Китаем и Европейским Союзом (далее — ЕС) было заключено первое соглашение, в рамках которого каждой из сторон было зарегистрировано по 10 географических указаний в целях получения правовой охраны на территориях друг друга. В ноябре 2019 между Китаем и ЕС подписано очередное Соглашение об охране и сотрудничестве в сфере географических указаний, ратифицированное 1 марта 2021 года, в соответствии с которым защиту получили 200 европейских и китайских географических указаний, используемых для сельскохозяйственной продукции — по 100 географических указаний каждой из сторон. Соглашением также установлено, что в течение ближайших четырех лет защиту получат еще 350 географических указаний (по 175 — для Китая и ЕС). Так, например, в настоящее время в Китае зарегистрированы такие европейские географические указания как Рокфор, Моцарелла, Фета, Пармская ветчина и другие.

При этом, на текущий момент между Россией и Китаем не заключено ни одного соглашения о регистрации географических указаний. Таким образом, в Китае отсутствуют зарегистрированные географические указания или товарные знаки, указывающие на российское происхождение товара. Аналогичная ситуация сложилась и в России, на территории которой не зарегистрировано ни одного обозначения с указанием, что товар произведен в Китае.

Вместе с тем, учитывая территориальную близость и длительные тесные экономические отношения между двумя странами, нетрудно предположить, что отсутствие правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, указывающих на место происхождения, создает обширное поле для нарушений, в том числе, подделок российских товаров, тем самым порождая репутационные риски для всей российской продукции, и в целом не способствует экономическому развитию регионов России. Множество российских и, в частности, региональных НМПТ могли бы получить правовую охрану в Китае (например, Шмаковка, Камчатская нерка, Кулон Камчатский, Сельдь Олюторская), равно как и китайские географические указания также могли бы быть зарегистрированы в России как НМПТ либо как географические указания (например, зеленый чай, рис, имбирь и т.д.). Можно предположить, что введение института географических указаний в России сгладит противоречия между отличными друг от друга правовыми системами и послужит стимулом для взаимного сближения в деле защиты обозначений, указывающих на происхождение товара.


Поделиться:
Вернуться назад