Производство «на замке»: как защитить новации в пищевой промышленности?
2 октября 2025
Технологии производства
Секрет производства
Дизайн
Стратегии правовой охраны решений, создаваемых в пищевой промышленности
Сегодня в России в сфере производства продуктов питания активно развивается малый и средний бизнес: частные сыроварни борются между собой за уникальные вкусовые характеристики, домашние пекарни вырастают в кондитерские точки, которые затем масштабируются в сети, и так далее. Мы видим, что градус конкурентной борьбы в этой отрасли растет. Большинство производителей продуктов питания идут в этой борьбе проторенной дорогой и ограничиваются созданием звучного имени для каждого своего нового продукта.
Однако постепенно приходит понимание, что с большей вероятностью остаться на плаву и расширить рынки сбыта позволят новые конкурентные преимущества, обеспечивающие качество выпускаемой продукции, ее уникальные потребительские свойства и внешний вид. Такие производители вкладывают немалые усилия и средства в улучшение старых и создание новых технологических процессов, рецептур, продуктов и/или их внешнего вида. Но как сохранить эти разработки, что и когда нужно предпринять, чтобы они не оказались в руках конкурентов?
Единственно верный ответ — своевременная и грамотная, а значит, надежная правовая охрана этих новаций. Однако разработка и реализация такой стратегии правовой охраны является непростой задачей. Для начала необходимо понимать, какие виды (инструменты) правовой охраны существуют и к каким созданным решениям каждый из них применим. Давайте разбираться.
Технологии производства
К создаваемым новым технологиям или усовершенствованиям, как правило, применяются такие способы правовой охраны, как патентование их в качестве изобретений или полезных моделей. В области пищевой промышленности могут быть запатентованы технические решения, например, относящиеся к рецептуре продукта, способу и/или оборудованию для производства продукта, «конструкции» продукта (в контексте пищевого продукта звучит, пожалуй, интригующе, но и такое бывает).
Полученный патент предоставляет монополию на созданную технологию, позволяющую правообладателю запрещать или разрешать использовать свои решения конкурентам.
К патентуемым техническим решениям предъявляются определенные требования, одно из которых — требование новизны, означающее, что патентуемое техническое решение не должно быть раскрыто в каких-либо источниках информации на момент подачи заявки на выдачу патента. Поэтому публикация до такой подачи любых сведений, раскрывающих детали новых разработок, в большинстве случаев является нежелательной, а если это случилось, то срок между обнародованием и подачей заявки не должен превышать 6 месяцев (так называемая льгота по новизне).
В качестве изобретения могут быть запатентованы, например, устройство — для сушки продукта, для замешивания теста, система — производственная линия, способ -производства, обработки, хранения продукта, вещество — рецептура теста. В качестве полезной модели может быть запатентовано лишь устройство. Это ограничивает применимость полезной модели в области пищевой промышленности, где чаще создаются не новые «устройства», а новые рецептуры и способы производства.
Важно помнить, что патентование предполагает полное раскрытие технического решения широкому кругу лиц, поскольку описания полезных моделей и изобретений, патенты на которые были выданы, публикуются в соответствующих открытых реестрах. Это необходимо в том числе и для того, чтобы конкуренты имели возможность узнать о том, какие технологии являются охраняемыми Законом и, без получения разрешения (выдачи лицензии) от правообладателя, запрещенными для использования.
Секрет производства
Бремя отслеживания действий конкурентов и недопущение использования ими запатентованных технологий лежит на правообладателе. Однако существуют ситуации, в которых патент может просто «не работать».
Например, если трудно или невозможно достоверно установить использование нарушителем охраняемого патентом решения. Примером такого технического решения может быть способ обработки сырья для производства пищевой продукции или способ хранения продукции. Порой может отсутствовать возможность законным образом получить информацию о том, каким именно образом конкурент выполняет те или иные этапы производства — технологические карты представляют собой конфиденциальную информацию, а готовый продут при этом может не содержать надежных признаков использования конкретного технологического процесса. Поэтому при принятии решения о патентовании целесообразно учитывать не только то, какой объем правовой охраны может быть получен, но и то, насколько сложным будет установление использования патентуемой технологии нарушителем и, соответственно, пресечение нарушения патента.
Если сделан вывод о невозможности надежно определить использование созданного технического решения, то в такой ситуации очень кстати придется другой инструмент правовой охраны — секрет производства, или ноу-хау (от англ. know how — «знать как»).
Если говорить простыми словами, секретом производства признается информация любого рода, которая обладает реальной или потенциальной рыночной стоимостью благодаря тому, что она неизвестна третьим лицам. Ключевым условием является принятие правообладателем реальных мер по сохранению ее конфиденциальности.
В отличие от объектов патентного права, таких как изобретения или полезные модели, секрет производства не подлежит официальной регистрации в государственных органах. Срок действия исключительного права на него не является фиксированным и прекращается исключительно в момент, когда конфиденциальность информации была утрачена. Важно подчеркнуть, что для признания и защиты со стороны государства правообладатель обязан документально подтвердить принятие тех самых разумных мер, например, путем установления в организации режима коммерческой тайны.
Хрестоматийным примером секрета производства является рецептура всем известного газированного напитка, вкус которого до сих пор никому не удалось воссоздать.
Отсутствие установленного срока действия исключительного права на секрет производства является одним из главных преимуществ, учитываемых при выборе этого инструмента охраны. Если есть возможность сохранить секрет своего продукта в тайне, то зачем ограничиваться, например, двадцатью годами действия патента на изобретение? Тем более в случае, если патент не получится эффективно использовать в конкурентной борьбе в силу особенностей применения соответствующей технологии на производстве.
Дизайн
Производители продуктов питания часто стремятся удовлетворить эстетические потребности для привлечения внимания покупателей. Для этого они изобретают новые формы, экспериментируют с объемами и цветовыми решениями как самих продуктов, так и их упаковки. Данные дизайнерские решения, формирующие визуальный облик продукта, известны как решения внешнего вида и подлежат правовой охране через патентование в качестве промышленного образца.
Такой инструмент интеллектуальной собственности предоставляет исключительные права на охрану эстетических и декоративных характеристик пищевого изделия, включая: форму, конфигурацию, орнаментацию, комбинации цветов и линий, а также текстуру материала. Важно отметить, что объектом патентования может выступать как дизайн упаковки, так и внешний вид самого продукта питания, и наиболее комплексную защиту обеспечивает одновременная регистрация обоих объектов.
Зачастую уникальный внешний вид продукта питания является его «изюминкой» и становится локомотивом маркетинговой стратегии продвижения. Однако нередки ситуации, когда производители не обеспечивают таким решениям своевременную правовую охрану в качестве промышленного образца, упуская возможность монопольно пользоваться созданным ими конкурентным преимуществом. Поскольку одним из условий патентоспособности промышленного образца является новизна, то наверстать упущенное уже после выхода продукта с незащищенным уникальным внешним видом на рынок в большинстве случаев невозможно. После обнародования промышленного образца (а это часто происходит до выхода продукта на рынок — на отраслевых выставках либо в ходе рекламной кампании) он утрачивает свою новизну. Для таких случаев законодательством предусмотрена уже упомянутая льгота по новизне — возможность подать заявку на промышленный образец не позднее 12 месяцев после раскрытия.
Стратегии правовой охраны решений, создаваемых в пищевой промышленности
Когда получены ответы на вопросы о том, какие инструменты правовой охраны применимы к тем или иным решениям в пищевой промышленности и когда ими можно воспользоваться, можно приступать к формированию стратегии, которая позволит надежно защитить уникальные разработки.
Допустим, создан стартап, разрабатывающий БАД-батончик оригинальной формы с уникальной рецептурой, обеспечивающей желаемые вкусовые или иные свойства продукта, востребованные потребителем. При реализации такого проекта с точки зрения своевременной и грамотной правовой охраны должно быть определено то, что будет представлять из себя продукт — из чего состоять (рецептура) и как выглядеть (дизайн упаковки и самого продукта), а также каким образом он будет производиться (используемые технологии, процесс производства).
Конечно же, решение внешнего вида, относящееся к упаковке продукта, если оно отвечает требованиям новизны и оригинальности, следует запатентовать в качестве промышленного образца. Сам батончик может содержать уникальное решение внешнего вида — форму, сочетание цветов, узоров и т.п., которое также может быть запатентовано в качестве промышленного образца.
Упомянутая уникальная рецептура, обеспечивающая желаемые свойства, может быть запатентована в качестве изобретения. Очевидно, что после выхода на рынок продукт попадет под пристальное внимание конкурентов, которые могут предпринять попытку его скопировать. Если это возможно сделать путем анализа продукта, то патентование рецептуры в качестве изобретения будет единственным способом сохранить за собой разработку.
Предположим, что для производства батончика были созданы новые технологии, улучшающие качество конечного продукта и/или оптимизирующие какие-либо этапы технологического процесса. C одной стороны, без доступа к производству конкурента определить использование этих технологий, а значит доказать нарушение патента будет затруднительно. С другой стороны, без доступа к производству также затруднительным может быть воссоздание этих технологий конкурентом, а значит более предпочтительным инструментом в данном случае может являться секрет производства — обеспечение правовой охраны путем введения режима коммерческой тайны в отношении сведений, относящихся к новому технологическому процессу — результатов исследований, технологических карт, инструкций, регламентов и подобных документов. Разумеется, здесь следует учитывать вероятность и последствия того, что конкурент может самостоятельно воссоздать и даже беспрепятственно запатентовать (при условии патентоспособности, конечно) идентичную или похожую технологию. Взвесив все за и против, следует выбрать наиболее предпочтительный вариант — получить патент, тем самым раскрыв технологию, либо оставить технологию в секрете, оценив все возможные последствия такого решения.
Итак, обязательным условием успешной стратегии правовой охраны создаваемых уникальных решений, используемых в продуктах питания и при их производстве, является своевременное и грамотное применение перечисленных правовых инструментов. Если вопрос своевременности в большинстве случаев можно решить соблюдением упомянутых выше сроков, то проблема грамотного применения описанных инструментов является сложной и уникальной. В каждом конкретном случае эта задача требует совместной работы технологов или иных авторов создаваемых объектов интеллектуальной собственности с опытным патентным специалистом.
Для использования сайта Вы принимаете условия нашего Пользовательского соглашения.