В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 
Версия для печати

Защита интеллектуальной собственности в актуальных условиях

9 декабря 2022

Новые возможности при регистрации товарных знаков, параллельный импорт и появление еще одного объекта интеллектуальной собственности — «географическое указание» — назвала наиболее значимыми событиями последнихлет в своей отрасли права Татьяна Коровина, патентный поверенный, директор самарского филиала ООО «Юридическая фирма «Городисский и Партнеры».

—Татьяна Викторовна, расскажите, что важно сегодня знать тем, кто стремится защитить свою интеллектуальную собственность.

— Хочу обратить внимание, что 29 июня 2023 г. вступят в действие поправки к ГК РФ, которые позволят гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, становиться собственниками такого объекта интеллектуальной собственности, как товарный знак. Если раньше субъектами права на товарный знак в России могли быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, то теперь к ним присоединятся обычные граждане. Для российского права данная норма является революционной. Причин для ее принятия было две.

Во-первых, она должна предоставить российским заявителям такой же объем прав, что и иностранным. Ранее иностранные заявители из стран, где граждане имеют право регистрировать на себя товарные знаки (например, Китай, США, Германия, Австрия), на основании Мадридского соглашения могли регистрировать свои обозначения и в России, не имея статуса индивидуального предпринимателя.

Теперь такое же право появилось и у российских заявителей.

Во-вторых, данная новация призвана учесть интересы самозанятых граждан. Правовой статус самозанятых граждан был определен в 2018 году и оказался востребованным. По данным Федеральной налоговой службы, сейчас в России более пяти миллионов самозанятых граждан. И, конечно, они нуждаются в равных возможностях по продвижению и защите своей деятельности наряду с другими участниками рынка.

Пока возможность регистрации товарных знаков на граждан вызывает много вопросов как с точки зрения процедуры такой регистрации, так и с точки зрения механизмов распоряжения гражданами исключительным правом на свои товарные знаки.

На все эти вопросы предстоит ответить правоприменительной практике и подзаконным актам, которые наверняка будут приняты в ближайшее время для реализации данной новации.

Также полагаем актуальным создание механизма, ограничивающего деятельность так называемых «бренд-сквоттеров», т. е. лиц, регистрирующих на свое имя самые разные обозначения не с целью их использования в предпринимательской деятельности, а с целью продажи или запрета их использования другими лицами. Возможность регистрации товарных знаков на граждан значительно упростит недобросовестную деятельность «бренд-сквоттеров», что может оказать негативное воздействие на всех участников рынка.

Таким образом, рассматриваемая новация, предоставляя участникам рынка дополнительные возможности, в ответ требует от них еще более внимательного отношения к интеллектуальной собственности и привлечения профессионалов к решению данных задач.

— Сейчас много говорят о параллельном импорте. Многие ваши коллеги считают, что параллельный импорт не заработал и механизм его реализации требует доработки. Что вы думаете по этому поводу?

— Изначально запрет параллельного импорта был направлен на привлечение зарубежных инвестиций. Его суть заключалась в установлении режима так называемого национального исчерпания права, при котором законно произведенный товар имел право ввозить в Россию только либо сам производитель — правообладатель интеллектуальной собственности, либо, с его разрешения, другое лицо. И такая модель оправдала себя. В России появились предприятия, производящие товары по лицензиям известных зарубежных брендов, сформировалась система гарантийного обслуживания.

В последние годы в России появилась и стала набирать обороты тенденция к отмене запрета параллельного импорта в связи с недостатками, которые стали более очевидны с введением против России экономических санкций. Прежде всего это отсутствие товаров производителей, которых нет на российском рынке или которые ушли с него, и невозможность законно ввозить такие товары в Россию без разрешения правообладателя.

Для решения этой проблемы в марте 2022 года правительство издало постановление, которое разрешило параллельный импорт некоторых товаров. Минпромторг занимается ведением специального перечня таких товаров, к которым относятся прежде всего товары повышенного спроса: бытовая техника, электроника, автомобили, производители которых находятся в недружественных иностранных государствах, перечень которых определяется правительством. По мнению Минпромторга, данные действия достигли обозначенной цели. Внутренний рынок обеспечен востребованными товарами, и цены на них стабилизировались.

Однако текущая реализация разрешения параллельного импорта имеет свои недостатки. Пожалуй, главным является то, что перечень товаров, ввоз которых разрешен без согласия правообладателя, постоянно изменяется. Одни товары в него включаются, другие исключаются. В результате товар, который был закуплен компанией в период его наличия в перечне, на момент ввоза в Россию может быть уже из него исключен. Поэтому в настоящий момент положения о параллельном импорте нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

— Перечисляя важные новшества законодательства, вы упомянули термин «географическое указание». Каково его правоприменение?

— Географическое указание (далее — ГУ) — это прежде всего новое средство индивидуализации товаров, которое охраняется законом в определенном объеме. Каким обозначениям может быть предоставлена правовая охрана в качестве ГУ? Обозначениям, указывающим на конкретную местность, из которой происходит обозначаемый товар. Приведу примеры словосочетаний, которым совсем недавно предоставлена правовая охрана в качестве ГУ: «Кубань. Анапа» в отношении вина, «Мордовский мореный дуб» в отношении заготовок древесины дуба, «Тагильское пиво» в отношении пива, «Федосихинские пельмени» в отношении пельменей, «Вологодский иван-чай» в отношении травяного чая.

В ходе регистрации заявитель должен показать, что определенное качество, репутация или другие характеристики товара, для которого регистрируется ГУ, в значительной степени связаны с его географическим происхождением. На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.

Например, ГУ № 300 — «Томская береста». В ходе регистрации заявитель обосновал, что за счет особенностей климата Томской области кора деревьев приобретает определенные свойства, которые позволяют изготовлять из нее бытовые предметы.

ГУ является тем защищаемым законом инструментом, который позволяет продвигать не только товары с многовековой историей, но и товары, традиции производства которых складываются в настоящее время.

В каждом регионе есть факторы, делающие его уникальным. Не является исключением и Самарский регион, поэтому я надеюсь, что местные предприниматели воспользуются этим инструментом продвижения не только своего товара, но и родного региона.

Кстати, в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) существует международная система охраны географических указаний и наименований мест происхождения товаров (ГУ и НМПТ) — так называемая Лиссабонская система. В конце года вступит в силу федеральный закон о присоединении Российской Федерации к этой международной системе (Федеральный закон от 30.12.2021 № 450-ФЗ). После окончательного оформления этого присоединения (по нашим оценкам, весной следующего года) российские заявители смогут получать международную правовую охрану ГУ и НМПТ почти в 40 странах мира.


Поделиться:
Вернуться назад