Закон о защите русского языка: что изменится для бизнеса и как подготовиться // Право.ру
18 июля 2025С 1 марта 2026 года вступят в силу новые требования к оформлению потребительской информации — так называемый закон о защите русского языка. Поправки к закону «О защите прав потребителей» обязывают бизнес использовать русские слова в публичных пространствах. Это касается вывесок, надписей, указателей, информационных табличек, знаков, конструкций и любых других носителей, где компания может размещать информацию для потребителей, например табличек «welcome», «studio», «café», «open», «free» и другие.
С 1 марта 2026 года вступят в силу новые требования к оформлению потребительской информации — так называемый закон о защите русского языка. Поправки к закону «О защите прав потребителей» обязывают бизнес использовать русские слова в публичных пространствах.
Роспотребнадзор может привлечь нарушителя к ответственности и по ст. 14.5 КоАП — за оказание услуг без обязательной информации, и по ст. 14.8 КоАП — за другие нарушения прав потребителей. По ст. 14.5 КоАП предупреждение или штраф от 1000 до 2000 руб. могут получить физлица. Должностные лица заплатят от 3000 до 4000 руб., юридические — от 30 000 до 40 000 руб. По ст. 14.8 ответственность предусмотрена только для должностных и юридических лиц: первые получат предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб., вторые — от 5000 до 10 000 руб.
Но по мнению патентного поверенного и юриста «Городисский и Партнеры» Алексея Ивлиева, эти статьи КоАП не рассчитаны на случаи, описанные в рассматриваемом законе. Они регулируют ситуации, когда нет обязательной информации или она неверная. Новый закон не распространяется на обязательную к предоставлению информацию в силу прямо сформулированного исключения, разъясняет юрист. Но эксперт не исключает, что до 1 марта 2026 года положения закона могут истолковать расширительно и дополнить специальной санкцией.
Из новых правил есть несколько исключений. Так, новые нормы не распространяются на некоторые формы интеллектуальной собственности. Но коммерческие обозначения к исключениям не относятся. То есть нельзя будет продолжить использовать вывески на иностранном языке, ссылаясь на то, что они узнаваемы и выполняют идентифицирующую функцию, разъясняет Ивлиев.
Еще одно исключение касается рекламы, потому что ее уже регулирует ст. 3 закона «О государственном языке». По этой норме текст рекламы нужно транслировать на русском языке. Но если компания все же использует иностранные слова, она должна дублировать их на русском языке с тем же смыслом, в том же месте и с одинаковым оформлением. Под потенциальную проверку подпадают указатели, таблички на сайте, надписи в мобильном приложении, социальных сетях, меню, прайс-листы, перечисляет Ивлиев. Потом нужно решить, насколько важны иностранные слова в них.
Вся статья - https://pravo.ru/story/259589/