Об изменениях в законодательство о русском языке
18 июня 202517 июня 2025 года Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 468229-8). Данный закон, помимо изменений в законодательство о культуре и о государственной политике, дополняет Закон «О защите прав потребителей» новой статьей 10(1).
Новая статья содержит требование к «информации, предназначенной для публичного ознакомления потребителей и не являющейся рекламой». Теперь такая информация в обязательном порядке должна выполняться (отображаться) на русском языке. Использование иностранного языка или языка субъекта (народа) РФ допускается, но только при условии, что такой текст полностью идентичен по содержанию и техническому оформлению (иметь одинаковые цвет, тип и размер шрифта).
Новое требование вступает в силу с 1 марта 2026 года и коснется вывесок, указателей, внешних поверхностей, информационных табличек и прочих общедоступных материалов, которые не являются рекламными. Оно не затронет информацию, которую необходимо сообщать потребителю в соответствии со статьями 8, 9 и 10 Закона о защите прав потребителей. Новое правовое регулирование также не будет распространяться на информацию, размещенную в сети Интернет, так как закон говорит либо об информации размещаемой «с использованием вывесок или иных средств размещения информации», либо об информации, размещаемой в общедоступных местах.
Важно отметить, что в новом законе предусмотрены исключения. В частности, исключения касаются случаев использования фирменных наименований и товарных знаков. Если соответствующие иностранные слова зарегистрированы как составная часть данных объектов интеллектуальной собственности, либо представляют собой зарегистрированные товарные знаки или фирменные наименования, то они могут использоваться на вывесках и в информационных материалах без дублирования (перевода) на русском языке.
Напомним, что аналогичное правовое регулирование для рекламных материалов и информации, которая в обязательном порядке должна предоставляться потребителю, было ранее введено частью 2 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». С этой точки зрения, новый закон лишь распространил ранее действующее регулирование на информацию, которую нельзя было отнести ни к рекламной, ни к регулируемой Законом о защите прав потребителей. Похожие требования также были установлены в законодательстве некоторых субъектов РФ (например, в Постановлении Правительства Москвы от 25.12.2013 № 902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве»).
В связи с этим, мы рекомендуем компаниям и бизнесу провести аудит всех информационных материалов, не являющихся рекламными (вывесок, указателей, табличек и т.п.), и, при необходимости, обновить их в соответствии с новыми требованиями таким образом, чтобы текст на любом иностранном языке (или языке субъекта/народа РФ) сопровождался полностью идентичным по содержанию и оформлению текстом на русском языке, либо зарегистрировать данные обозначения в качестве товарных знаков.