В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 

Новый ГОСТ по патентным исследованиям

5 декабря 2022

В Российской Федерации утверждена и с 1 марта 2023 года вступает в силу новая редакция государственного стандарта по патентным исследованиям — ГОСТ Р 15.011–2022 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения», который заменил ГОСТ Р 15.011–96, действовавший в течение последних 26 лет.

art1.jpgБезусловно, замена старого стандарта, устанавливающего единые требования к содержанию и порядку проведения патентных исследований на территории Российской Федерации, давно назрела. Связано это, прежде всего, с необходимостью актуализации устаревшей (во многом еще советской) терминологии, введении новых понятий, корректировки форм отчетных документов, а также закрепления современных подходов и методик проведения патентных исследований.

В решении указанных задач обновленный стандарт сделал большой шаг вперед относительно своего предшественника. Однако, новый ГОСТ не лишен особенностей, которые могут потребовать дополнительных уточнений на этапе предварительного согласования работ проводимых в рамках патентных исследований.

Одна из сильных сторон нового стандарта — более четкое разделение патентных исследований по видам.

В частности, ГОСТ определяет конкретные виды патентных исследований, соотнося их проведение с этапами разработок и стадиями жизненного цикла объекта техники. Так, патентные исследования на уровень техники предполагается проводить на начальной стадии НИОКР, в том числе при выборе направлений разработок, когда результаты исследований могут быть положены в основу НИОКР, что позволит «оттолкнуться» от выявленного уровня техники и создать новые технические решения. Патентные исследования на патентоспособность справедливо соотнесены с этапом разработки конкретного технического решения, когда результаты исследования могут быть использованы для предварительной оценки перспектив получения патентной охраны такого решения. Патентные исследования на патентную чистоту увязаны с постановкой продукции на производство. В рамках исследования выявляются риски нарушения чужих патентных прав при производстве и/или продаже разработанного объекта техники. Таким образом, исследования на патентную чистоту сопровождают ввод продукции в гражданский оборот в конкретной стране. При всем этом, стандарт определяет состав работ по проведению каждого из видов патентных исследований.

Три данных вида патентных исследований по сути выделены в стандарте как основные, с чем трудно не согласиться, учитывая специальный характер целей и задач, решаемых ГОСТом — «обеспечение разработки и постановки продукции на производство». Иные виды патентных исследований, разработчики стандарта вполне справедливо определили в отдельный раздел — целевые патентные исследования.

По мнению разработчиков стандарта, целевые патентные исследования могут быть проведены в следующих целях (п. 5.9 ГОСТа):

  • анализ стратегии охраны РИД;
  • анализ портфеля интеллектуальной собственности (объема и состава исключительных прав) разработчика;
  • анализ уникальности решения внешнего вида изделия в области промышленного дизайна или кустарно-ремесленного производства и его патентоспособности в качестве промышленного образца;
  • анализ средства индивидуализации на различительную способность и возможность регистрации;
  • анализ сложного объекта на выявление способных к правовой охране элементов;
  • и т. д.

Открытый перечень задач, решаемых целевыми патентными исследованиями, безусловно позволяет отнести к ним, и иные исследования, прямо не названные в стандарте, например, поиск и анализ информации для целей оспаривания патентов.

К очевидным плюсам новой редакции, нужно отнести устранение смешения понятий «уровень техники» и «технический уровень», которое было присуще ГОСТу 1996 года (определения понятия «технический уровень» в нем не давалось).

Исходя из положений п. 3.1.7 нового стандарта, уровень техники — это «сведения, ставшие известными в мире до даты начала патентных исследований, указанной в задании на проведение патентных исследований». При этом, технический уровень (п. 3.1.10) определяется как «характеристика исследуемого объекта техники, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих его техническое совершенство (например, эффективности использования по назначению), с соответствующими показателями аналогов». Это важная фиксация ГОСТом терминологии, которая отмечает совершенно разную смысловую нагрузку двух понятий. Говоря простым языком, первое из них (уровень техники), характеризует известность в мире «технической начинки» исследуемых решений, а второе (технический уровень) — это, по сути, результат сравнения «выходных параметров» исследуемого объекта техники с параметрами его известных аналогов.

Есть надежда, что путаница в этих понятиях теперь будет встречаться реже, хотя она по-прежнему не исключена в силу фонетической близости терминов и разной частоты их применения на практике (понятие «уровень техники» используется профессиональным патентным сообществом куда более часто).

Одной из новелл стандарта 2022 года является введение в него понятия «патентный ландшафт», который определен как «Результаты информационно-аналитических исследований патентной документации, отражающие в общем виде патентную ситуацию в определенном технологическом направлении, либо в отношении патентной активности субъектов инновационной сферы деятельности с учетом временной динамики и территориального признака, выполненные на основе статистических данных и снабженные визуализациями». Такое определение патентного ландшафта позволяет закрепить за этим «инструментом» хоть и важную роль «визуализированного результата патентно-статистических исследований», но не придавать ему роль глобального и единственного маркера для оценок, например, технологического развития отдельных отраслей промышленности, рыночных перспектив конкретных технологий и иных вопросов, выходящих за рамки оценок патентной ситуации. Сложно не согласиться, что ответы на подобные вопросы не могут лежать в плоскости исключительно патентных исследований, и не основываться на обязательном анализе данных маркетинговых исследований, данных исследования рынка технологий и анализе конкретных образцов наиболее совершенных объектов техники.

Из недостатков нового стандарта можно отметить неконкретность и противоречивость некоторых формулировок, связанную, вероятно, с желанием разработчиков стандарта обобщить рекомендации под широкий круг задач. Так, например, в п. 5.8 государственного стандарта, приводятся патентные документы, которые должны быть приняты во внимание при проведении патентных исследований на патентную чистоту, а именно: «При проведении ПИ на патентную чистоту должны быть приняты во внимание не только национальные, но и региональные (в частности, евразийские и европейские) патенты (в том числе патенты на промышленные образцы), а также заявки, по которым не исчерпан конвенционный приоритет».

Действительно, при проведении исследования на патентную чистоту в отношении конкретной страны, необходимо принимать во внимание как национальные, так и региональные патенты (если они действуют в стране проверки в соответствии с законодательством этой страны!). Заметим, однако, что одновременное действие национальных, евразийских и европейских патентов на территории конкретной страны трудно себе представить (примером, пожалуй, может служить только Республика Молдова, и то лишь в период перехода от Евразийской к Европейской региональной патентной системе).

Применительно к России, Республике Беларусь или, например, Казахстану — можно говорить только о национальных и евразийских патентных документах; для Украины или Узбекистана — только о национальных; а в более глобальном смысле — кроме Европейской и Евразийской патентных организаций, в мире существуют и другие региональные системы. При этом, если объем исследований и характер исследуемого объекта предусматривает проверку не только технической составляющей объекта техники (изделия), но и его внешнего вида, то при исследовании на патентную чистоту в РФ, в регламент поиска помимо российских и евразийских патентов на промышленные образцы, необходимо включить также международные регистрации промышленных образцов, действующих на территории РФ в соответствии с международным соглашением (Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов). Таким образом, предложенные стандартом «пояснения» скорее могут ввести в заблуждение, чем быть ориентиром к составлению регламента проведения патентных исследований на патентную чистоту.

Тоже самое касается и второй части этой формулировки, указывающей на необходимость принять во внимание «также заявки, по которым не исчерпан конвенционный приоритет». Данное условие, с нашей точки зрения, не конкретизирует искомые и анализируемые источники, а оставляет сразу несколько вариантов для трактовки.

Пожалуй, исходя из определения патентной чистоты, данной в самом ГОСТе, более четкой была бы формулировка требования принять во внимание «все действующие на территории страны проверки патенты, а также опубликованные патентные заявки по которым не исчерпана возможность получения патентной охраны».

Не может не обратить на себя внимание особая трактовка новым стандартом понятия «Информационный поиск», который рассматривается отдельно от патентного поиска, и формулируется как поиск по исключительно непатентной литературе. Предложенная трактовка не соответствует пониманию того же термина в общепринятой патентной практике, и его трактовке, закрепленной в существующих нормативных документах, например, в Приказе Минэкономразвития № 316 «Об утверждении правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений…», где термин «Информационный поиск» рассматривается как поиск по патентным и непатентным документам. Данное обстоятельство необходимо учитывать при согласовании источников и объема проводимых патентных исследований.

Подводя итог, хочется отметить, что введение новой актуализированной в соответствии с современными реалиями редакции ГОСТа о патентных исследованиях, формализует и облекает в единые и понятные рамки, все действия, связанные с патентно-информационным сопровождением новых разработок и с постановкой продукции на производство. Стандартизованные и закрепленные в ГОСТе требования в части видов, содержания и порядка проведения патентных исследований, позволяют ввести в профессиональный оборот единый терминологический и понятийный аппарат для всех участников процесса проведения исследований — от заказчика до исполнителя работ и лица, ответственного за проведение патентных исследований.

Предложенные стандартом и размещенные в приложениях к нему, единые формы отчетных документов, включая форму задания, регламента, отчета о поиске, а также формы к разделам основной части отчета о патентных исследованиях, значительно упрощают задачу согласования формы предоставления результатов патентных исследований, ускоряют подготовку отчетных документов и делают проверку таких формализованных результатов гораздо удобнее.

Несмотря на то, что Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», закреплена добровольная основа применения государственных стандартов, все преимущества, предоставляемые новым стандартом о патентных исследованиях, делают его полезным инструментом для всех лиц, проводящих патентные исследования, в том числе, для организаций, которые не связаны какими-либо контрактными обязательствами по их проведению. В случае же, когда есть ссылка на использование стандарта, например, в рамках проведения НИОКР по государственному контракту или в иных случаях, применение требований ГОСТ Р15.011–2022 становится обязательным (ст. 26 ФЗ «О стандартизации в РФ»).



Поделиться:
Вернуться назад